Деревня Закозель — место, интересное во всех смыслах. Первое упоминание об этом поселении приходится на тринадцатый век. И связано оно, конечно, с родом Ожешко — представители этого рода именно в тринадцатом веке получили здесь свое имение. В семье были как государственные деятели на высоких должностях Речи Посполитой и ВКЛ, так и представители профессий, связанных с культурой. Например, к ней принадлежала Элиза Ожешко — известная польская писательница, которая много времени проводила в Закозели.

Как род Ожешко потерял имение

Потеря имения как раз была связана с именем этой писательницы — а точнее, с ее мужем. Он был причастен к восстанию 1863 года, за что два года спустя его сослали в Пермскую губернию. Имение впоследствии было продано. Оно быстро нашло покупателей, хотя на тот момент и было организовано не очень традиционно и «правильно».

Часовня-усыпальница Ожешко


Дело в том, что даже при наличии больших денег владельцы имения не стали приглашать для его оформления профессионалов из-за рубежа. Многие работы по возведению построек и организации парка проводились силами местных жителей.

Часовня-усыпальница — подход к созданию

Если основные объекты имения были сделаны при помощи местных, то часовня — это единственная постройка, для которой все-таки пригласили известного архитектора. Это был Франтишек Ящольд, который создал проект в стиле неогтика — его и реализовали в 1849 году. Часовня по праву считается одной из самых ранних неоготических построек на территории Беларуси.

Современный вид усыпальницы

Сейчас усыпальницу нельзя назвать действующим культурным объектом — здание хоть и считают достопримечательностью, но пока не начали восстанавливать. Внешняя отделка сильно пострадала и продолжает разрушаться, но все же ценители красивой архитектуры рассмотрят его особенности.

Часовня-усыпальница Ожешко


Когда-то окна часовни представляли собой красивейшие витражи с ажурными металлическими решетками — теперь от них не осталось и следа. Но зато сохранились красивые башни со стрелами, крест, роскошный вход, а также гербы семьи Ожешко. Внутри есть кусочек свода потолка с впечатляющей отделкой.

Под каплицей располагается место захоронения членов легендарного рода. Туда можно спуститься, но поскольку часовня давно не действует, никакого захоронения здесь обнаружить уже нельзя — только пустые стены.

Заброшена или нет?

Часовня-усыпальница Ожешко вызывает неоднозначные чувства. Кажется, что здание полностью заброшено — его не реставрируют, не охраняют. Но одновременно с этим, зайдя внутрь, вы не обнаружите там такого беспорядка, как на многих заброшенных объектах. Все выглядит вполне аккуратным, поэтому есть ощущение, что это место трепетно пытаются сохранить. Более того, вокруг часовни нет заросших кустарников или каких-то зловещих зарослей леса — это красивый, вполне ухоженный парк, в котором даже стоят фонари.

Очевидно, что местные власти и жители, как могут, поддерживают это место в должном состоянии, чтобы не способствовать его разрушению еще больше. Возможно, такой деликатный подход позволит уберечь здание до тех пор, пока оно не подвергнется серьезной реставрации и не станет еще более интересным для туристов. Но и сегодня оно представляет ценность для тех, кто любит архитектуру и историю страны, кто хочет узнать о них больше.