Большая светлая радость – после завершения длительной реставрации Спасо-Преображенская церковь Спасо-Евфросиниевского женского монастыря в Полоцке открыта для всех. Масштабные работы по восстановлению нашей духовной жемчужины, по праву считающейся уникальной в мировом масштабе, велись по поручению Президента и при финансовой поддержке государства.
Что рассказали фрески
История святыни тесно связана с именем Евфросинии Полоцкой. По преданию, именно к ней пришел зодчий Иоанн, после того как однажды на рассвете услышал голос свыше, велевший ему приступить к строительству. Преподобная благословила возведение величественной церкви. Сегодня она является единственным культовым объектом XII века, сохранившимся на всю высоту, а также древнейшей каменной постройкой Беларуси. Около 1000 квадратных метров, или примерно 90 процентов площади стен собора занимают фрески XII века. Это настоящая редкость, делится руководитель реставрационных работ, архитектор-реставратор из Санкт-Петербурга Сергей Лалазаров:
– Реставрация фресок, которую возглавил белорусский специалист Владимир Ракицкий, началась еще с 1990-х. В 2006-м к коллегам присоединились представители Межобластного научно-реставрационного художественного управления из Москвы.
В храме дважды проводились обновления в XIX веке: 1833 и 1885 годах. Поверх старой фрески сюжеты наносили масляными красками. Чтобы открыть миру уникальное наследие, дошедшее к нам через девять веков, необходимо было сделать отслоение. Мастера из Москвы создали технологию, позволяющую отделять масляную роспись целыми композициям.
Удалось не только отделить от древних фресок масляную живопись, но и расслоить между собой две росписи 30-х и 80-х годов XIX века. Аналогов подобной работе нет.
Сенсационные находки
В 2018 году, исследуя галереи Спасо-Преображенской церкви, которые относятся к XII веку, ученые обнаружили… еще один храм небольшого размера – подземный. Это возможное место погребения князя Георгия Всеславича, отца Евфросинии Полоцкой. Для консервации и защиты от разрушительного воздействия времени храм-усыпальницу снова засыпали землей. «Понять, каким он был, все же можно: с помощью мощения наружу выведен план подземных пристроек», – рассказывает завсектором архитектурной археологии Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге Евгений Торшин. Под его руководством российские и белорусские археологи работали на территории Спасо-Преображенской церкви с 2015 года. Евгений Торшин называет этот объект самым знаковым в своей карьере:
– Именно здесь, в Полоцке, мне посчастливилось стать свидетелем, а где-то и соавтором научных открытий и, конечно, прикоснуться к древней святыне. Она чудом сохранившаяся духовная, культурно-историческая сокровищница мирового масштаба.
Помимо археологических работ, ученые проводили и натурные исследования уцелевшей части храма. Довольно сложная процедура включает в себя фотографирование, составление чертежей, производство трехмерных фотомоделей… Весь этот материал будет подготовлен к публикации и представлен общественности, обещает Евгений Торшин:
– Работы, которые вели члены архитектурно-археологической экспедиции Эрмитажа вместе с коллегами из ПГУ имени Евфросинии Полоцкой, изменили наше представление о том, какую объемно-пространственную композицию имел Спасо-Преображенский храм, как он выглядел.
Важнейшее открытие – остатки первоначальных пристроек церкви, вероятно, относящиеся к XII веку.
Данные пристройки были возведены одновременно с сохранившимся объемом здания. Благодаря обнаруженному мы можем говорить, что храм был более монументальным, торжественным. Если раньше он представлялся тоненькой свечой, устремленной в небеса, то теперь очевидно, что в целом это композиция с более широким, мощным основанием в виде невысоких галерей.
Археологами, работавшими на территории и вблизи Спасо-Преображенского храма, было сделано еще несколько интересных находок. Среди них две вислые свинцовые печати Евфросинии Полоцкой. Такие печати прикреплялись к документам, подтверждая имя их автора. Евгений Торшин уточняет:
– В нашем случае сами пергаментные свитки по понятным причинам не сохранились, а вот печати не оставляют сомнений: документы созданы при непосредственном участии Евфросинии Полоцкой.
Сенсацией, которая потрясла весь научный мир, стала плинфа XII века с изображением фрагмента плана храма.
Уникальный чертеж, выполненный острым писалом, обнаружили в 2017-м во время раскопок храма-усыпальницы. Это полностью меняет представление о зодчестве Древней Руси, ведь до сих пор чертежей XII века никто не видел. Самые ранние средневековые чертежи, известные ученым, относились к концу XIII века.
Климат на контроле
Для сохранения древних фресок, весьма чувствительных к колебаниям температуры и влажности, в Спасо-Преображенской церкви создан особый климат. Им управляют в том числе с помощью цифрового оборудования. Завлабораторией климата музеев и памятников архитектуры Государственного научно-исследовательского института реставрации (Москва) Виктор Дорохов рассказал:
– Температурно-влажностный режим в храме всегда под наблюдением. Точная система контроля позволяет реагировать на малейшие отклонения от установленной нормы как онлайн, так и непосредственно на месте. Последнее возможно благодаря установленным локальным приборам, например нагревателям, увлажнителям, осушителям в зависимости от сезона.