В Беларуси немало туристических мест и маршрутов, которые выбирают жители и гости страны. Многие предпочитают путешествовать автотранспортом и кроме качества дорог оценивают придорожный сервис. Заправки, в том числе для электротранспорта, небольшие кафе, зоны отдыха с беседками, гостиницы, магазины и СТО - сегодня вдоль шоссе и трасс работает почти 1,5 тыс. объектов разного назначения. И повышению их качества, комфорта и безопасности уделяется огромное внимание, в том числе и на уровне государства. Корреспонденты "7 дней" оценили обслуживание в кафе у дороги и узнали, на что делают ставку их владельцы.
Инициатива поддерживается
На церемонии инаугурации Президент Беларуси Александр Лукашенко поставил задачу сделать туризм в стране национальным проектом. И реализовать его нужно в следующий пятилетний период.
- Открыть миру наши историю, культуру и язык. Эта индустрия по значимости и экономическому потенциалу не уступает, например, машиностроению, - подчеркнул глава государства.
На самом деле у туризма достаточно много составляющих. Это не только наличие достопримечательностей, которыми наша страна действительно очень богата. Старинные замки и крепости, многовековые храмы, национальные парки - почти в каждом уголке, будь то райцентр, агрогородок или деревня, путешественник найдет для себя объект с уникальной историей. Речь еще и про дороги, которыми гостеприимные белорусы по праву гордятся, называя одним из брендов страны. К слову, безопасность и качество транспортных артерий находятся на самом высоком контроле.
Держит марку Беларусь и по части придорожного сервиса. Ранее была принята Генеральная схема развития придорожного сервиса на республиканских дорогах на 2021-2025 гг. В документе указаны не только существующие объекты, но и те, что проектируются, строятся и предлагаются для размещения. Инвесторам можно выбрать понравившийся отрезок трассы и в пределах километра определиться, где возвести тот или иной объект.
В пресс-службе Министерства транспорта и коммуникаций уточнили, что в текущем году ведется работа по корректировке действующей генеральной схемы, а также разработка новой - на 2026-2030 годы.
В ведомстве подчеркнули, что в нашей стране создана действенная нормативная база, регулирующая особенности открытия и функционирования объектов придорожного сервиса.
- Обеспечивается простой и понятный для любого инвестора порядок создания новых сервисных объектов. Законодательство позволяет местным исполнительным органам беспрепятственно формировать и предоставлять земельные участки для строительства и обслуживания объектов придорожного сервиса. Организационные меры и предоставленные льготные условия позволили создать разветвленную структуру, охватив всю сеть автомобильных дорог, - пояснили представители министерства.
Основы гостеприимства
На территории Минской области сегодня работает почти 350 объектов придорожного сервиса, причем весомая часть из них - точки общественного питания. По словам заместителя начальника главного управления торговли и услуг Миноблисполкома Дины Лещенко, наибольшее их количество сконцентрировано на трассах по направлению к границам, где усиленный транспортный поток, - М1, М6 и М3.
- Ежегодно список пополняется новыми объектами. Так, в 2024-м посетителей приняли сразу пять пунктов общественного питания в Крупском, Смолевичском и Борисовском районах. Еще один планируется к открытию в этом году на автомобильной дороге Р11, - рассказывает Дина Лещенко и уточняет, что сейчас придается больше значения как качеству питания и обслуживания, так и эстетической составляющей. - Устанавливается современное оборудование, появляются зоны отдыха для взрослых и детей. Немало внимания уделяется и ландшафтному дизайну. Это все привлекает не только путешественников, но и жителей близлежащих населенных пунктов.
Яркий тому пример - придорожное кафе "Форест" на автодороге Р53. Заведение открылось в декабре прошлого года вблизи Жодино. Кстати, этот город входит в туристическое кольцо вокруг Минска и представляет большой интерес для путешественников: дикая природа, озера, партизанские леса, а еще дом-музей Анастасии Куприяновой, проводившей на войну пятерых сыновей, и никто из них не вернулся; монумент в честь матери-патриотки, расположенный рядом с оживленной магистралью Минск - Москва.
Март был посвящен промышленному туризму в Беларуси, а в Жодино как раз находится предприятие, которое входит в топ-3 самых посещаемых объектов системы Минпрома. Так что туристы сразу же заприметили новую точку на карте придорожного сервиса. Причем всего за несколько месяцев кафе набрало популярность не только среди проезжающих путников, но и горожан.
Заходя внутрь, понимаешь: продумана как уличная терраса со столиками и креслами, так и внутреннее убранство. Массивные деревянные столы, мягкие диваны и стулья, свисающие светильники, украшенные зеленью, на стенах - панно с декоративным мхом. Все эти детали придают интерьеру домашний уют. Едва присели за столик, как официант спешит с меню. От разнообразия блюд разбегаются глаза: борщ, драники, цепеллины, горячие сковородки со всевозможным наполнением - от грибов до разных видов мяса. Хотите заказать пасту? Здесь вам ее запросто приготовят и подадут, как говорится, с пылу с жару. Назвать это место "кафе на обочине" язык не поворачивается. Скорее современный загородный комплекс, где вас радушно примут и вкусно накормят. Вот такой у нас в стране придорожный сервис.
- Обслуживаем наших посетителей на самом высоком уровне. Официант подает блюда в красивой посуде. Это вам не фастфуд из закусочной, - улыбается управляющая Юлия и уточняет, что примерно месяц назад решили ввести такую услугу, как бизнес-ланч, которая сразу же стала популярной. - С 12 до 16 часов можно полноценно пообедать всего за 15 рублей. К примеру, сегодня в меню рисовый суп с курицей, гречневая каша с грибами, тефтели и салат овощной. А еще подаем наш фирменный компот.
Объект общественного питания владелец приобрел с аукциона. В числе главных критериев выбора - наличие рядом оживленной магистрали и близость крупного населенного пункта.
- Не так давно прошла реконструкция трассы Р53, после которой она стала как новенькая. Огорчает лишь один момент: вся строительная техника базировалась возле нашего кафе на небольшом пятачке, примыкающем к парковке. Дорогу проложили прекрасную, придраться не к чему, а вот здесь оставили после себя ямы и выбоины, которые заделывать не спешат. Мол, проектом не предусмотрено, - делится собеседница и отмечает, что территорию вокруг своего заведения они держат в чистоте и порядке самостоятельно. Единственное, в чем просят помощи у местных дорожников, так это в асфальтировании прилегающей площадки.
По словам Юлии, при открытии кафе было создано сразу 15 рабочих мест. Набрали официантов, барменов, поваров, администраторов. Сама же Юлия каждый день приезжает на работу из Минска.
- Хотелось бы показать путешественникам весь колорит белорусской культуры, - говорит управляющая и уверяет, что в кафе готовы вкусно накормить как одного-двух туристов, так и целый автобус путешественников. Гостям здесь всегда рады!
Заправиться во всех смыслах
Автозаправочная станция - еще один пример придорожного сервиса. Сегодня от прежних заправок, которые были лет 15-20 назад, не осталось и следа. Построены целые многофункциональные комплексы с большим спектром услуг.
- Всего по стране 576 автозаправочных станций, которые равномерно распределены по территории и находятся практически на всех дорогах международного значения, вблизи пограничных переходов, в областных и районных центрах, - поясняет заместитель генерального директора по обеспечению углеводородным сырьем и реализации продукции РУП "Производственное объединение "Белоруснефть" Сергей Каморников. - Сегодня делаем акцент не на строительстве новых, а реконструкции ныне действующих заправок, повышая при этом качество сервиса, увеличивая количество объектов общественного питания и торговых площадей.
Помимо заправки топливом европейского стандарта с белорусских нефтеперерабатывающих заводов, можно воспользоваться достаточно широким перечнем услуг: от подкачки шин, мойки и СТО до страхования, оплаты проезда по платной дороге и даже аренды прицепа. Есть электрозарядные станции, газозаправочные модули. Конечно же, огромное внимание уделяется развитию общественного питания.
- В структуре более 470 магазинов и практически 500 кафетериев. Уклон делаем на блюда белорусской кухни. Также расширяем сеть фирменных фудтраков, - уточняет собеседник.
В вышесказанном убеждаемся лично: помимо кофе, чая, прохладительных напитков, в автозаправочном кафе можно вкусно перекусить. В наличии знаменитые френч-доги, бургеры, твистеры с говядиной, курицей и свининой, сэндвичи, шаурма. Одним словом, голодным не останется ни один турист.
- Самые ходовые позиции - френч-доги и твистеры с говядиной и курицей. Попробуйте - не пожалеете. Приготовим у вас на глазах, - убеждает покупателей сотрудница заправки. Оказывается, это российские туристы, едут из Смоленска в Минск.
- Давно собирались побывать в Беларуси. Решили, пока доберемся до вашей столицы, заедем по пути в несколько крупных городов. Не могли не заглянуть на родину карьерных великанов - Жодино, - рассказывает о маршруте Оксана. - Дороги у вас, конечно, отличные. Придорожный сервис немного скромнее нашего.
- Да, кафешки у нас на каждом шагу. Правда, не везде вкусно и качественно. Еда попадается чаще всего не первой свежести. То ли дело белорусский хот-дог - мясо натуральное, булочка свежайшая, - включается в наш с его супругой разговор Анатолий и с улыбкой делится туристическим лайфхаком: - Чтобы не прогадать с обедом, надо учитывать одно негласное правило на дороге: кормят вкусно там, где много грузовиков. Сам когда-то был дальнобойщиком и знаю, что ради хорошего сервиса можно запросто пересмотреть маршрут.
Аппетит во время езды
Одну из первых сетей придорожного сервиса в Беларуси организовала потребительская кооперация. К примеру, на начало года придорожный сервис Белкоопсоюза представлен 386 магазинами и 57 объектами общественного питания. Если ранее упор был исключительно на открытии новых объектов, то сейчас внимание сосредоточено на модернизации уже существующих точек. Так, в 2024 году после ремонта открылись сразу три кафе: "Вираж" на трассе М3 Минск - Витебск, "Новый Остров" на М5 Минск - Гомель и "Каприз" на Р43 Россия - Кричев - Бобруйск - Ивацевичи. В планах на 2025 год - отремонтировать еще два на территории Столинщины.
По словам начальника отдела общественного питания Белкоопсоюза Александра Гошко, каждый объект должен иметь в меню белорусскую национальную кухню, чтобы туристы, которые следуют по трассам нашей страны, могли оценить их по достоинству. Так что можно смело сказать - потребкооперация играет большую роль в развитии гастрономического туризма.
- Чтобы не повторяться, в 2024 году разработали сборник технологических карт на блюда белорусской и старобелорусской кухни, куда вошли самые интересные и уникальные рецепты, - уточняет собеседник и поясняет, что весной и летом вблизи оживленных магистралей организуются открытые площадки с гриль-зонами.
Развивает потребкооперация и собственную сеть объектов общественного питания. Так, на трассе Р23 Минск - Микашевичи находится кафе "Еда&Кофе". Оно пользуется популярностью у проезжающих мимо автомобилистов и пассажиров туристических автобусов.
- Главная особенность заведения - кофейная карта, в которой представлено более 10 наименований вкусного и ароматного напитка. В дополнение к нему посетителям предлагают десерты и кондитерские изделия собственного производства, - рассказывает представитель Белкоопсоюза.
Еще один узнаваемый гастрономический бренд потребительской кооперации - кафе "Смаженка" вблизи Кировска. Путешественники делают обязательную остановку в этом придорожном заведении, чтобы попробовать местный фастфуд.
- В какой бы день недели или время ни зашел в кафе, здесь всегда очередь. И неудивительно: сегодня в меню порядка 15 наименований вкуснейших смаженок с различными начинками, - уточняет Александр Гошко. - Помимо традиционных с курицей и мясом, есть с кальмарами, а также вегетарианские и с творогом. За день их реализуется в среднем около 3 тысяч штук.
На начало года придорожный сервис Белкоопсоюза представлен 386 магазинами и 57 объектами общественного питания. На территории Минской области работает почти 350 объектов придорожного сервиса, причем весомая часть из них - точки общественного питания. Они концентрированы на трассах по направлению к границам, где усиленный транспортный поток, - М1, М6 и М3.