В 2025 году Беларусь отметит 900-летие со времени основания Спасо-Евфросиниевского монастыря. Как для Италии Собор Святого Петра занимает первое место в списке паломнических базилик Рима, так для нашей страны Спасо-Преображенский храм, построенный по заказу небесной покровительницы Беларуси преподобной Евфросинии, вот уже почти девять столетий является духовным центром родной земли.
Человечество проходит трудный путь своего развития, где на каждом этапе людей преследуют войны, смертельные болезни и сложные ситуации, выход из которых невозможен без помощи чуда. В двенадцатом веке восточные славяне жили в небольших деревянных домах, и строительство каждого нового каменного храма воспринималось как что-то необычное.
К моменту появления культовой постройки в Сельце Полоцкое княжество начало дробиться на более мелкие: Минское, Друцкое, Витебское, Логойское и другие. В это время христианство еще не было единственной религией. По высоким берегам многочисленных озер и рек находились каменные капища, где кривичи поклонялись всевозможным богам. Даже в кладке фундамента Софийского собора сегодня можно видеть огромные валуны, доставленных с языческих святилищ по приказу Всеслава Брячиславовича (Чародея) – дедушки преподобной Евфросинии Полоцкой. Это было сделано «дабы вера старая укрепила веру новую». В этом принципе заложена огромная мудрость правителя Полоцкого княжества, понимавшего всю сложность переходного периода.
Спасо-Преображенская церковь в Полоцке остается на сегодняшний день единственным домонгольским храмом, почти полностью сохранившим не только архитектуру, но и росписи двенадцатого века. Постройка обладает невероятным запасом духовной прочности, чудесным образом сохранившей для нас уникальный образец древнего зодчества, не утративший своей притягательности даже по прошествии 900 лет.
Церковь возведена из широкого тонкого кирпича. Связующим компонентом служит хорошо выдержанная гашеная известь, которая даже сегодня крепка, как камень. К нашему времени стены, своды, арки, опорные пилоны и столбы, паруса, барабан и купол практически не имеют утрат. Главной характеристикой как интерьера, так и внешнего облика Спасской церкви, является вертикальная композиция. При общей высоте около 21 м в плане она чрезвычайно мала. Ее длина 19 метров, а ширина – 10. В настоящее время постройка имеет тот облик, который получила в ходе ремонта 1830-х гг., когда были скрыты такие конструктивные особенности, как два ряда килевидных трехлопастных кокошников. Они являются уникальным элементом для древнерусского зодчества середины двенадцатого столетия. Эта черта архитектурного облика дала начало целому направлению в строительстве культовых сооружений домонгольского периода.
О существовании древних росписей стало известно только в 1929 году, когда сотрудники Центральных государственных реставрационных мастерских под управлением Игоря Грабаря выполнили несколько пробных расчисток. Лишь в начале девяностых годов двадцатого века началась планомерная и систематическая реставрация.
Мир книжной премудрости, открывающийся через фрески Спасской церкви, является впечатляющим. Древнерусская монументальная живопись не знает ни одного примера подобных росписей, где столь ярко проявилась бы воля и мудрость заказчика. Система росписи, подбор сюжетов содержит множество индивидуальных черт и особенностей, за которыми, вне всякого сомнения, стоит личность преподобной Евфросинии Полоцкой. В житии говорится, что она была эрудированной и образованной – это находит отражение в сюжетах. На стенах представлены композиции, которые невозможно найти в других храмах. Это сцены, связанные с монашеской жизнью.
Росписи храма созданы с невероятным чувством архитектоники. Живопись буквально «живет» на стенах и сводах, активно преобразуя пространство, расширяя его рамки и границы. Фрески не помещаются в отведенном изобразительном поле, фигуры постоянно «наступают» на архитектурные детали, буквально выходя из плоскости стен.
Спасская церковь мыслилась как родовая усыпальница, однако самой преподобной не суждено было быть погребенной в своем храме. В 1173 году она совершила паломничество в Святую Землю, где и скончалась 23 мая того же года. В 1187 году после захвата Иерусалима султаном Салах-ад-Дином мощи преподобной были перенесены на Русь и более семи столетий почивали в дальних пещерах Киево-Печерского монастыря. В Полоцк они возвратились лишь в 1910 году.
Спасо-Евфросиниевский монастырь по-настоящему святое место. Оно словно магнитом притягивает тысячи паломников и туристов со всего мира. Одни здесь находят утешение и покой, другие восхищаются впечатляющими памятниками истории и архитектуры.
Виктор Бортников