На сегодняшний день в Беларуси зарегистрировано больше 2300 усадеб, и эта отрасль продолжает пополняться новыми субъектами. Даже когда кто-то уходит с рынка, его место быстро занимают новые хозяева. И хотя агроусадьбы принимает не настолько большую долю туристов по сравнению с гостиницами, базами отдыха, санаториями и другими традиционными местами размещения, именно этот сегмент работает на имидж страны. Последние два года Беларусь отмечается как одна из лучших стран для агроэкотуризма по версии журнала National Geographic.

trends_2.jpg

Было, есть…

Не будем при этом забывать, что принимать гостей в деревне наша страна начала не так давно. Ещё в 2002 году агротуристу было негде даже остановиться на ночлег, особенной проблемой было найти жильё с нормальным санузлом. Когда начала развиваться инфраструктура, встал новый вопрос: чем туристу заняться в деревне? Но и этот вопрос решили – хозяев агроусадеб поддержали местные власти и работники культуры. Благодаря агротуризму начали оживать деревни, народные коллективы получили слушателей, ремёсла вновь стали востребованы, школьники заинтересовались родными местами и начали активнее собирать информацию о традициях своих населённых пунктов. Например, рецепты, которые нашли ученики Зельвенщины, попали в печать и блюда, приготовленные по ним, сегодняшние туристы могут попробовать в местных пунктах питания.

Да и сами хозяева агроусадеб взялись за создание разнообразных турпродуктов. Сегодня они уверенно заявляют: «Мы продаём не столько ночлег и еду, сколько впечатления». Фестивали, мастер-классы, конные походы, сплавы на плотах и байдарках, креативные музеи, спортивные мероприятия, квести, познавательные встречи – перечислять все варианты активного отдыха, который сегодня предлагают в деревнях, можно очень долго.

Несмотря на то, что каждый хозяин стремится преподнести гостю свой уникальный рецепт отдыха, сельские предприниматели активно делятся идеями с коллегами. Более того, они начали объединяться в кластеры, чтобы преподнести «суперпродукт», к которому проще привлечь туриста. Например, хозяин агроусадьбы Воложинского района, к которому люди приехали учиться печь хлеб, обязательно посоветует гостям заглянуть к соседям на медовые квесты, конные походы или кулинарные фестивали. От такой совместной работы выигрывают и туристы, которые получают насыщенный самыми разными видами деятельности отдых с интересными маршрутами, и предприниматели, количество которых значительно увеличилось, благодаря чему «лишних» клиентов перенаправляют к соседям.

К тому же, вместе можно замахиваться на масштабные проекты и получать под них инвестиции. Так, потребительский кооператив «Воложинские гостинцы» в ближайшее время планирует запустить трансграничный маршрут «Путём Витовта», который протянется от населённого пункта Раково до Тракайского замка в Литве. Во время такого путешествия можно будет подробнее изучить историю Великого Княжества Литовского.

Будет

Ещё одна идея, которая в скором времени должна стать реальностью на Воложинщине – это создание так называемой потребительской корзины, в которой туристы найдут самые разные продукты, которые им предлагают хозяева агроусадеб. Тут и хлеб, и сыры, и медовая и мясная продукция.

Между тем, органичное земледелие является одним из направлений дальнейшего развития деревенского туризма в Беларуси. Многие хозяева понимают, что таким образом можно привлечь новых клиентов, и стали активнее приобретать землю, на которой собираются выращивать собственную экологически чистую продукцию. В свою очередь фермеры тоже ищут новые пути заработка, предлагая экскурсии по фермам, фестивали, мастер-классы. Тут можно вспомнить про фермерское хозяйство «ДАК», куда с удовольствием едут люди, чтобы посмотреть на коз и понаблюдать за процессом производства молочной продукции. Многим понравился «Кукуполис» – квест в кукурузном лабиринте.

Во время научно-практической конференции, которая проводилась совместно с Белагропромбанком и Министерством спорта и туризма, председатель Белорусского общественного объединения «Отдых в деревне» Валерия Клицунова заметила, что вместе хозяевам усадеб нужно делать упор на креативность и инновационность. В будущем туризм будет завязан на впечатлениях, именно за них туристы готовы платить большие деньги. И от деревенских предпринимателей тут не всегда нужны большие финансовые инвестиции – куда важнее окажутся знания и творчество. Быстрое развитие агротуризма можно связать с развитием IT-сферы. Сегодня мы всё меньше двигаемся, ведь учиться и делать покупки можно, не выходя из дома. Только туризм спасёт человека и подарит ему живые отношения.

Также в тренде зелёная экономика, гендерные вопросы и так называемая социальная ответственность. Все эти идеи сейчас активно пропагандируются в Европе. Чтобы создать продукт, который будет востребован в том числе и на зарубежном рынке, важно вписаться в концепцию устойчивого развития. И белорусский агротуризм начал работать с новыми темами. Так, на Воложинщине появился туристический маршрут, доступный лицам с инвалидностью. Также в белорусских агроусадьбах начал проводиться фестиваль для пожилых людей «Крэатыўны ўзрост». Но стоит отметить, что и раньше многие хозяева сотрудничали с пожилыми людьми, которые знают фольклор, могут научить ремёслам и поделиться рецептами. Участники конференции уверены: сегодняшние стартапы нужно проводить не только для молодёжи, но и для пенсионеров, а также пытаться объединять энергию молодого и мудрость старшего поколений.

Почти треть средств туристы тратят на еду, 20-30% путешественников замотивированы попробовать настоящие аутентичные продукты в местах их производства. Поэтому агроусадьбам стоит сделать ставку на гастрономию, но, к сожалению, о белорусской кухне почти ничего не знают не только за границей, но и даже в собственной стране. Но хозяева усадеб уверены, что у нас есть повод для гордости и мы ещё впечатлим мир. В ближайшее время организация «Отдых в деревне» могла бы взять на себя миссию по раскрутке аутентичных отечественных рецептов. Студенты же могли бы помогать со сбором информации о национальной кухне и разработкой интерактивной гастрономической карты. Собственно, активное привлечение молодёжи к деревенскому бизнесу – это ещё один из современных трендов. Уже сегодня студенты факультета международных отношений БГУ, которые планируют связать свою жизнь с агротуризмом, знакомятся с хозяевами, попадают к ним на практику и пробуют свои силы в создании интересных проектов, которые можно реализовывать в деревнях.

Придётся хорошенько поразмыслить и над тем, какой турпродукт наши деревни смогут преподнести «нетрадиционному» туристу. Примерно 145 миллионов китайцев ежегодно путешествуют по всему миру, и мы могли бы привлечь определённый, пусть даже небольшой, их процент в Беларусь. В прошлом году нашу страну уже посетили около 3 тысяч гостей из Китая, в этом году эта цифра должна удвоиться. Но эти гости пока выбирают военно-патриотическое направление, интересуются так называемым «красным» туризмом, и нужно выяснить, как и, главное, чем их привлечь в агроусадьбы.

С 2008 года проводится конкурс «Лучшая агроусадьба года». В этот раз было подано 46 заявок. Хозяева должны были представить себя через интернет, выслать фотографии и видеоролики. Лучшей стала усадьба «Заповедный остров» в деревне Шо Глубокского района Витебской области.

Источник фотографий