На сегодняшний день в Беларуси зарегистрировано больше 2300 усадеб, и эта отрасль продолжает пополняться новыми субъектами. Даже когда кто-то уходит с рынка, его место быстро занимают новые хозяева. И хотя агроусадьбы принимает не настолько большую долю туристов по сравнению с гостиницами, базами отдыха, санаториями и другими традиционными местами размещения, именно этот сегмент работает на имидж страны. Последние два года Беларусь отмечается как одна из лучших стран для агроэкотуризма по версии журнала National Geographic.
Было, есть…
Не будем при этом забывать, что принимать гостей в деревне наша страна начала не так давно. Ещё в 2002 году агротуристу было негде даже остановиться на ночлег, особенной проблемой было найти жильё с нормальным санузлом. Когда начала развиваться инфраструктура, встал новый вопрос: чем туристу заняться в деревне? Но и этот вопрос решили – хозяев агроусадеб поддержали местные власти и работники культуры. Благодаря агротуризму начали оживать деревни, народные коллективы получили слушателей, ремёсла вновь стали востребованы, школьники заинтересовались родными местами и начали активнее собирать информацию о традициях своих населённых пунктов. Например, рецепты, которые нашли ученики Зельвенщины, попали в печать и блюда, приготовленные по ним, сегодняшние туристы могут попробовать в местных пунктах питания.
Да и сами хозяева агроусадеб взялись за создание разнообразных турпродуктов. Сегодня они уверенно заявляют: «Мы продаём не столько ночлег и еду, сколько впечатления». Фестивали, мастер-классы, конные походы, сплавы на плотах и байдарках, креативные музеи, спортивные мероприятия, квести, познавательные встречи – перечислять все варианты активного отдыха, который сегодня предлагают в деревнях, можно очень долго.
Несмотря на то, что каждый хозяин стремится преподнести гостю свой уникальный рецепт отдыха, сельские предприниматели активно делятся идеями с коллегами. Более того, они начали объединяться в кластеры, чтобы преподнести «суперпродукт», к которому проще привлечь туриста. Например, хозяин агроусадьбы Воложинского района, к которому люди приехали учиться печь хлеб, обязательно посоветует гостям заглянуть к соседям на медовые квесты, конные походы или кулинарные фестивали. От такой совместной работы выигрывают и туристы, которые получают насыщенный самыми разными видами деятельности отдых с интересными маршрутами, и предприниматели, количество которых значительно увеличилось, благодаря чему «лишних» клиентов перенаправляют к соседям.
К тому же, вместе можно замахиваться на масштабные проекты и получать под них инвестиции. Так, потребительский кооператив «Воложинские гостинцы» в ближайшее время планирует запустить трансграничный маршрут «Путём Витовта», который протянется от населённого пункта Раково до Тракайского замка в Литве. Во время такого путешествия можно будет подробнее изучить историю Великого Княжества Литовского.
Будет
Ещё одна идея, которая в скором времени должна стать реальностью на Воложинщине – это создание так называемой потребительской корзины, в которой туристы найдут самые разные продукты, которые им предлагают хозяева агроусадеб. Тут и хлеб, и сыры, и медовая и мясная продукция.
Между тем, органичное земледелие является одним из направлений дальнейшего развития деревенского туризма в Беларуси. Многие хозяева понимают, что таким образом можно привлечь новых клиентов, и стали активнее приобретать землю, на которой собираются выращивать собственную экологически чистую продукцию. В свою очередь фермеры тоже ищут новые пути заработка, предлагая экскурсии по фермам, фестивали, мастер-классы. Тут можно вспомнить про фермерское хозяйство «ДАК», куда с удовольствием едут люди, чтобы посмотреть на коз и понаблюдать за процессом производства молочной продукции. Многим понравился «Кукуполис» – квест в кукурузном лабиринте.
Во время научно-практической конференции, которая проводилась совместно с Белагропромбанком и Министерством спорта и туризма, председатель Белорусского общественного объединения «Отдых в деревне» Валерия Клицунова заметила, что вместе хозяевам усадеб нужно делать упор на креативность и инновационность. В будущем туризм будет завязан на впечатлениях, именно за них туристы готовы платить большие деньги. И от деревенских предпринимателей тут не всегда нужны большие финансовые инвестиции – куда важнее окажутся знания и творчество. Быстрое развитие агротуризма можно связать с развитием IT-сферы. Сегодня мы всё меньше двигаемся, ведь учиться и делать покупки можно, не выходя из дома. Только туризм спасёт человека и подарит ему живые отношения.
Также в тренде зелёная экономика, гендерные вопросы и так называемая социальная ответственность. Все эти идеи сейчас активно пропагандируются в Европе. Чтобы создать продукт, который будет востребован в том числе и на зарубежном рынке, важно вписаться в концепцию устойчивого развития. И белорусский агротуризм начал работать с новыми темами. Так, на Воложинщине появился туристический маршрут, доступный лицам с инвалидностью. Также в белорусских агроусадьбах начал проводиться фестиваль для пожилых людей «Крэатыўны ўзрост». Но стоит отметить, что и раньше многие хозяева сотрудничали с пожилыми людьми, которые знают фольклор, могут научить ремёслам и поделиться рецептами. Участники конференции уверены: сегодняшние стартапы нужно проводить не только для молодёжи, но и для пенсионеров, а также пытаться объединять энергию молодого и мудрость старшего поколений.
Почти треть средств туристы тратят на еду, 20-30% путешественников замотивированы попробовать настоящие аутентичные продукты в местах их производства. Поэтому агроусадьбам стоит сделать ставку на гастрономию, но, к сожалению, о белорусской кухне почти ничего не знают не только за границей, но и даже в собственной стране. Но хозяева усадеб уверены, что у нас есть повод для гордости и мы ещё впечатлим мир. В ближайшее время организация «Отдых в деревне» могла бы взять на себя миссию по раскрутке аутентичных отечественных рецептов. Студенты же могли бы помогать со сбором информации о национальной кухне и разработкой интерактивной гастрономической карты. Собственно, активное привлечение молодёжи к деревенскому бизнесу – это ещё один из современных трендов. Уже сегодня студенты факультета международных отношений БГУ, которые планируют связать свою жизнь с агротуризмом, знакомятся с хозяевами, попадают к ним на практику и пробуют свои силы в создании интересных проектов, которые можно реализовывать в деревнях.
Придётся хорошенько поразмыслить и над тем, какой турпродукт наши деревни смогут преподнести «нетрадиционному» туристу. Примерно 145 миллионов китайцев ежегодно путешествуют по всему миру, и мы могли бы привлечь определённый, пусть даже небольшой, их процент в Беларусь. В прошлом году нашу страну уже посетили около 3 тысяч гостей из Китая, в этом году эта цифра должна удвоиться. Но эти гости пока выбирают военно-патриотическое направление, интересуются так называемым «красным» туризмом, и нужно выяснить, как и, главное, чем их привлечь в агроусадьбы.
С 2008 года проводится конкурс «Лучшая агроусадьба года». В этот раз было подано 46 заявок. Хозяева должны были представить себя через интернет, выслать фотографии и видеоролики. Лучшей стала усадьба «Заповедный остров» в деревне Шо Глубокского района Витебской области.