25 ноября 2024 года состоялась презентация и общественное обсуждение отчёта о проведении маркетингового исследования по теме: «Промышленный туризм в Республике Беларусь: анализ современного состояния и перспективы развития».

Присутствовали представители Министерства спорта и туризма, Департамента по туризму Минспорта, Национального агентства по туризму, общественных объединений, высших учебных заведений и экскурсоводы.

В итоге обсуждения – исследование было признано успешным. Результаты будут опубликованы в 2025 году в печатном и цифровом виде.

photo_5353086640773522171_y.jpg

Целью исследования является оценка состояния и перспектив развития промышленного туризма в Республике Беларусь.

В соответствие с целью были сформулированы следующие задачи:

  1. Охарактеризовать генезис и исторические этапы развития отечественного промышленного туризма.
  2. Осуществить классификацию промышленного туризма.
  3. Описать зарубежный опыт развития промышленного туризма.
  4. Проанализировать туристический потенциал промышленных предприятий Республики Беларусь (включая все области и г. Минск) и создать паспорта объектов промышленного туризма.
  5. Систематизировать имеющиеся экскурсии и маршруты туристических путешествий в Республике Беларусь (включая экскурсии, разработанные по заказу Национального агентства по туризму), в которые включены посещения промышленных предприятий.
  6. Проанализировать значение музеев на промышленных предприятиях.
  7. Определить и описать наиболее эффективные пути продвижения туристического потенциала промышленных предприятий на рынке Беларуси и за рубежом.
  8. Составить список рекомендуемых промышленных предприятий для включения в экскурсии и маршруты туристических путешествий в Республике Беларусь.

В рамках работы представлена характеристика понятия «промышленный туризм», используемого в Республике Беларусь, и его классификационные признаки. Приведена классификация промышленного туризма по различным критериям (отраслевая принадлежность, цель посещения, цель воздействия на аудиторию, возраст целевой аудитории, состав группы и др.). Совокупность указанных критериев позволяет наиболее полно охарактеризовать деятельность предприятий в сфере промышленного туризма.

Отдельно рассматривается генезис и этапы развития промышленного туризма в Республике Беларусь. Характеристика каждого этапа содержит описание основных тенденций развития промышленного туризма и наиболее значимых событий.

В рамках работы представлен обзор зарубежного опыта развития туризма и приведены примеры успешно реализованных проектов. В частности, был рассмотрен опыт стран Европы (проект ЕС «Европейский маршрут промышленного наследия», Германии, Англии, Италии, стран Балтии), Китайской Народной Республики, США и Российской Федерации. В результате сравнения можно отметить, что именно посещение действующих предприятий является отличительной чертой белорусского промышленного туризма.

e2f6c3150f788b2adba7f94b3e2f2278.jpg

В маркетинговом исследовании особое внимание уделено актуальному положению дел и вопросам развития данного вида туризма. Рассматривая статистику промышленного туризма, отмечается, что на момент проведения исследования около 70 предприятий проводят экскурсии на коммерческой основе или сотрудничают с субъектами туристической деятельности, а также развивают (или планируют развивать в ближайшей перспективе) промышленный туризм. В то же время, еще порядка 100 предприятий проводят экскурсии для бизнес-делегаций, а также для школьников и студентов в рамках профориентационной работы.

Также отмечена актуальность выработки единого подхода для учета количества промышленных туристов, так как предприятия по-разному считают количество посетителей (только экскурсанты на производстве, в музее, или обе категории?). Из-за разницы подходов количество промышленных туристов в 2023 г. (около 190 тыс. чел.) может быть несколько занижено.

Рассматривая тему промышленного туризма и развития территорий, отмечаются преимущества для развития регионов, где расположены объекты промышленного туризма, а также обращается внимание на необходимость взаимодействия предприятий и местных органов исполнительной власти во избежание несогласованности действий в реализации турпотенциала.

радамир.jpg

Не менее важными являются вопросы взаимодействия промышленных предприятий с субъектами туристической деятельности. Были определены основные цели и мотивы развития промышленного туризма как для туроператоров, так и для предприятий.

В работе также были рассмотрены и систематизированы экскурсии и маршруты туристических путешествий с посещением промышленных предприятий, включая экскурсии, разработанные по заказу Национального агентства по туризму, а также представленные на различных онлайн-сервисах и информационных ресурсах, а также в системах продажи белорусских туроператоров. Были предложены темы и объекты для разработки новых контрольных текстов экскурсий.

Отдельно было изучено вовлечение индустриальных ландшафтов и объектов промышленного наследия Беларуси в туризм, которые используются как локации для фото-паузы, или выступают в качестве объектов показа. Значимое место в данной главе отведено исследованию музеев на промышленных предприятиях, включая практику создания виртуальных музеев. Определены функции производственных музеев, которые отражают существующую практику и специфику их работы в контексте промышленного туризма и осуществления основной деятельности предприятия.

В исследовании рассматриваются пути продвижения туристического потенциала промышленных предприятий на рынке Беларуси и за рубежом. В ходе анкетирования были определены основные инструменты продвижения экскурсионных услуг, которые в настоящий момент используются предприятиями, в той или иной степени. В части продвижения промышленного туризма на внутреннем белорусском рынке более детально рассматриваются следующие коммерческие и некоммерческие инструменты: участие в конкурсах, выставках, местных и республиканских акциях; организация и участие в событийных мероприятиях; деятельность туристических информационных центров; продвижение на государственных республиканских, областных и районных интернет-ресурсах; кросс-маркетинг; использование фотозон и инсталляций; реализация сувенирной продукции и брендовых товаров.

gallery-2021-05-13-04.jpg

В рамках проведения исследования были разработаны и представлены 64 паспорта объектов промышленного туризма в Республике Беларусь по всем областям и г. Минску, которые включают в себя сведения о наименовании объекта, месте и координатах расположения, специализации, общей характеристике и краткой истории предприятия, о проводимых экскурсиях, дегустациях, мастер-классах и иных активностях, информации об организации экскурсионной деятельности, целевой аудитории, системе продажи и бронирования экскурсий, стоимости и способах оплаты, наличии инфраструктуры и сопутствующих услугах, а также фотографическое изображение.