В России раскручивается уголовное дело, которое имеет шансы стать прецедентным и поставить под угрозу развитие отрасли туристических маркетплейсов. Трагедия с гибелью экскурсионной группы, отправившейся осматривать подземные инженерный сооружения водоканала приобрела неожиданный оборот после того, как следственные органы возбудили уголовное дело не только против организаторов экскурсий, но и против онлайн-агрегаторов, через которые погибшие участники приобретали небезопасные услуги.

В настоящее время следствие работает с основателем сервиса «Трипстер» Никитой Дубасом и основателем сервиса «Спутник 8» Александром Кимом. Еще один фигурант — основатель экскурсионного бюро «Авангард» Александр Лазовский — объявлен в розыск, но, по данным СМИ, в понедельник 21 августа он покинул Россию.

При этом федеральные СМИ называют всех троих организаторами трагической экскурсии, несмотря на то, что на деле они только предоставляли свои платформы для бронирования услуг. Никите Дубасу уже предъявлены обвинения в рамках возбужденного уголовного дела — по статье 238.3: оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, Максимальное наказание по этой статье предусматривает до 10 лет лишения свободы.

По мнению генерального директора юридического агентства «Персона Грата» и руководителя комитета РСТ по правовым вопросам Георгий Мохова, следствие, вероятно, исходит из того, что все трое участвовали в реализации небезопасных услуг, причем вместе с непосредственными организаторами они составляли организованную группу. Поэтому уголовные последствия могут ожидать всех владельцев упомянутых агрегаторов.

"Трагедия вновь поднимает вопрос о разграничении ответственности между поставщиками услуг в сфере туризма и теми, кто их продает. В частности, в этой истории к ответственности привлекаются агрегаторы, которые посещение коллектора не организовывали и не проводили, а лишь предлагали в числе других такие экскурсии на своих сайтах. Так, задержан гендиректор петербургской компании "Спутник". Это вполне успешный ресурс, который агрегировал самые разные экскурсии. И у такой компании нет возможности проверить безопасность каждой услуги, которая предлагается на рынке, это не ее функция", - констатировал эксперт.

Такой поворот может заставить остальных участников рынка пересмотреть свои отношения с организаторами экскурсий, подходы к бизнесу и продаваемым продуктам, считает генеральный директор Profi.Travel и соруководитель комитета по въездному туризму РСТ Алексей Венгин.

«На мой взгляд, ответственность за продукт должен нести организатор. В случае с агрегаторами такси, например, ответственность за безопасность несет таксопарк и водитель», — приводит пример эксперт.

Еще один собеседник Profi.Travel в турбизнесе привел пример с ЧП, которые происходят с туристами на экскурсиях за рубежом. Даже если услуги предоставляет официальный партнер российского туроператора, для последнего это не заканчивается уголовным делом. В крайних случаях дело доходило до гражданских исков со стороны туристов.

С этой точкой зрения согласна основатель сервиса Billetarium Анисия Евдокимова. По ее словам, гибель группы фактически стала результатом того, что ее руководитель принял решение спускаться под землю, несмотря на многочисленные предупреждения о предстоящих ливнях от экстренных служб и городских властей. Агрегаторы, через которые продавались услуги, никак не могли повлиять на это решение.

«В данном случае мы имеем дело с коллективной безответственностью, которая возникла в результате законодательных пробелов. В профильном законе нет точного определения экскурсии или экскурсионной группы, также нет четкого разделения ответственности между организаторами и агрегаторами, — объясняет г-жа Евдокимова. — Конечно, агрегаторы следят за тем, какой контент реализуется на их платформе. Но в законе нет подробного регламента, что именно они должны требовать от организаторов, как проверять предоставленную информацию и многое другое. Они зачастую не имеют возможности разобраться на месте, какие экскурсии легальны, а какие нет. Формально все эти агрегаторы подчиняются закону о маркетплейсах, то есть они отвечают перед потребителем только до момента получения им товара или услуги. Далее потребитель решает все вопросы напрямую с производителем или поставщиком».

При этом ряд экспертов также допустили, что претензии к агрегаторам могут быть сняты, а их статусы в рамках уголовного дела пересмотрены. Тем не менее, сам факт следственных действий может стать очень тревожным сигналом для остальных участников рынка агрегаторов экскурсий, к которым относятся даже такие крупные игроки как Яндекс или Сбер. Многие из этих компаний и без того предъявляли серьезные требования к поставщикам услуг, но сейчас, вероятнее всего, ужесточат их сильнее.

«Безусловно, забота о безопасности туриста должна стоять на первом месте при проведении любой экскурсии. Например, на маркетплейсе экскурсионных туров „Слетать.ру“ представлены экскурсии только от туроператоров, включённых в общероссийский реестр. Кроме того, каждая экскурсия проходит модерацию по определенным критериям в ручном режиме менеджером. А еще экскурсии регулярно проходят тайную проверку», — рассказала руководитель проекта экскурсионных туров Слетать.ру Ксения Андрианкова.

Причем в настоящий момент на сайтах «Спутника 8» и «Трипстера» уже не представлены экскурсии по подземным сооружениям водоканала.

Источник