С начала 2025-го общая протяженность велодорожек в Минске превышала 308 км, а через пять лет пути для экологичного вида транспорта растянутся по столице на 380 км. Как еще будет развиваться велоинфраструктура города, узнала корреспондент агентства «Минск-Новости».

2v8a4786 1

Велосипедная сеть Минска состоит из магистральной велодороги протяженностью 27 км и из более 279 км обособленных и совмещенных пешеходно-велосипедных дорожек. Еще 2,1 км велопутей конструктивно обозначены на проезжей части. Главная минская велодорожка проходит через всю столицу от водохранилища Дрозды до Чижовского. Она пролегает вдоль пр. Победителей и Свислочи, огибая многие достопримечательности и самые красивые набережные города.

Карта велопутей города постоянно обновляется. В 2024 году в Минске было организовано 15,1 км велодорожек, в нынешнем планируется обустроить еще 4,7 км — на территории Заводского, Ленинского, Московского, Партизанского и Первомайского районов. Проводится и текущий ремонт покрытия по уже существующим маршрутам. Так, за минувший год предприятия «Горремавтодора Мингорисполкома» привели в порядок 25 тыс. кв. м адаптированных тротуаров для велосипедного движения. Выполнено 217 понижений бортового камня в местах пересечения с проезжей частью.

Воспользоваться зеленым транспортом в Минске легко могут и жители, и гости столицы. В городе развита система автоматического проката велосипедов и электросамокатов. Шеринг-услуги по прокату средств персональной мобильности оказывают несколько компаний. Они предлагают в аренду 2,5 тыс. велосипедов и более 11,5 тыс. самокатов.

велодорожка велосипед

Для удобства и безопасности

Ежегодно на велосипедных маршрутах Минска устанавливаются информационные знаки, наносится и обновляется соответствующая разметка, обустраиваются велопереезды. Это помогает велосипедистам ориентироваться в пути, а также повышает эффективность организации дорожного движения и его безопасность. Так, в 2024 году была обновлена разметка на велосипедных дорожках пр. Независимости, Рокоссовского, Любимова, Газеты «Звязда», Газеты «Правда», Логойского тракта и ул. Алибегова, М. Горецкого, С. Есенина, Лейтенанта Кижеватова, Лобанка, Малинина, Маяковского.

По инициативе УГАИ ГУВД Мингорисполкома в 2024 году на восьми участках были установлены знаки велосипедных дорожек и нанесена соответствующая дорожная разметка. Речь идет об участках пр. Победителей (от ул. Ратомской до Мельникайте), ул. Притыцкого (от ул. Лобанка до Каменногорской и от Лобанка до пр. Пушкина), Академика Купревича, Острошицкой (от ул. Гинтовта до Стариновской), Голодеда (от ул. Ташкентской до Уборевича), Жуковского (от ул. Воронянского до Могилёвской), а также Логойского тракта (от ул. Севастопольской до Карбышева).

Новые велодорожки появляются и в зонах городских новостроек: на десяти объектах в составе строительных проектов установлены дорожные знаки и нанесена дорожная разметка. Шесть из них расположены в окрестностях Минского международного выставочного центра и комплекса «Северный Берег», две — в микрорайоне Лошица-10. Еще одна велодорожка была обустроена вдоль магистралей по ул. В. Голубка и Ольшевского в жилом районе Масюковщина. Также соответствующие дорожные знаки и разметка появились на протяженном участке ул. Нововиленской — от ул. Орловской до Зацени.

велопарковка велогараж

Дом для «двухколесного друга»

В Минске продолжает развиваться инфраструктура не только для передвижения на экологичном транспорте, но и для его хранения. На начало 2025 года в городе насчитывались 1 671 велопарковка, 150 велогаражей, 100 велобоксов и 10 навесов для хранения двухколесного транспорта. Из них 76 велопарковок, 12 велогаражей, 28 боксов, и 5 навесов были установлены в 2024 году.

— В первом квартале 2025 года введены в эксплуатацию велопарковки на ул. С. Монюшко, 6 (Ленинский район), Разинской, 4, Курганной, 35, в пер. Домашевском, 3 (Московский район). Два велогаража и столько же велопарковок построены в Партизанском районе на ул. Карвата в границах домов № 3Б и 3в, — рассказала заместитель директора Минского городского учебно-методического центра физического воспитания населения Дарья Шибинская.

Стоит отметить, что велогаражи предусмотрены проектами многих современных новостроек столицы. К примеру, такой бокс установлен рядом с двумя 19-этажками на ул. Магнитной, которые сдали в марте 2025 года. Велогараж на 15 мест и 9 велопарковок предусмотрены проектом 10-этажного жилого дома на ул. Восточной.

Услугу хранения велосипедов, в том числе на длительный срок, предоставляют более 40 охраняемых автостоянок. Больше всего их во Фрунзенском и Заводском районах столицы. С их адресами, расценками и условиями размещения велотранспорта можно ознакомиться на сайте государственного объединения «Гаражи, автостоянки и парковки».

Перспективы развития

Велосипедному движению уделяется большое внимание на национальном уровне. Для дальнейшего развития направления была разработана и утверждена Концепция развития велосипедного движения в Минске до 2030 года. Согласно документу, основные «болевые точки» велодвижения в городе — отсутствие необходимой протяженности велосипедных путей и их соединения в единую сеть, а также несоответствие нормативам качества дорожного покрытия и бортовых камней проезжей части. Проблемой является и дорожный травматизм. С 2011 по 2023 год зарегистрировано 433 ДТП с участием велосипедистов (7,1 % от общего числа происшествий), в которых погибли четыре человека и 435 — получили ранения.

лето погода люди парк велосипед

Работать в этих направлениях планируют в ближайшую пятилетку. Концепция предусматривает развитие велосипедной сети и соответствующей инфраструктуры, в том числе создание непрерывной безбарьерной среды по маршрутам велодвижения. На основании документа определен план, по которому силами дорожных и коммунальных служб осуществляется понижение бортового камня на велопереездах, ремонтируется покрытие тротуаров, наносится разметка, устанавливаются светофоры для велосипедистов и др.

Развитие велосипедного движения в Минске будет планироваться по назначению велосипедных путей (магистральные городского значения, основные, коммутирующие, туристические маршруты, парковые («зеленые»), а также по техническому решению (обособленная велосипедная дорожка, пешеходно-велосипедная совмещенная дорожка (тротуар), велосипедная полоса на проезжей части).

В каждом районе Минска уже разработаны велопешеходные туристические маршруты общей протяженностью около 70 км. В нынешнем году для них планируется записать экскурсионные аудиогиды и установить на дорожках информационные стенды.

Также в планах — создание велосипедов более усовершенствованных конструкций (в том числе электровелосипедов), развитие и совершенствование системы диагностирования, технического обслуживания, ремонта и проката двухколесного транспорта.

Согласно документу, к 2030 году в белорусской столице количество пострадавших в ДТП с участием велосипедистов должно снизиться не менее чем на 25 % по сравнению с существующим уровнем. Для этого будут проанализированы действующие нормативные правовые акты и при необходимости внесены изменения в Правила дорожного движения. Кроме того, будет осуществляться контроль за соблюдением ПДД в отношении велосипедистов (соблюдение приоритета движения, скоростного режима, правил стоянки, проверка состояния водителей транспортных средств) и ими самими.

Концепцией также предусмотрено создание органа (определение организации), ответственного за координацию действий по развитию велосипедного движения в столице.

Источник