Пример ряда российских регионов свидетельствует о существенном экономическом резерве, заложенном в данном направлении. Предприятия, которые разработали стратегии по развитию промышленного туризма, в разы увеличили поток туристов, стали более конкурентоспособными на внутреннем рынке благодаря популяризации своего бренда, а также улучшили свое кадровое обеспечение. 

Тема промышленного туризма в России переросла в национальный проект. В результате сформировался дополнительный инструмент взаимодействия между властью, бизнесом, промышленным предприятием, туристом. Эффект положительный и только приумножается. 

В Беларуси производственный туризм также набирает обороты, и некоторые туристические агентства уже имеют специализированные отделы, занимающиеся организацией туров на регулярной основе.

В рамках обмена опытом и выработки совместных шагов по развитию данного туристического направления 12 марта 2024 года на площадке Минского тракторного завода состоялся международный образовательный семинар «Промышленный туризм как бренд и стратегия», приуроченный к месяцу промышленного туризма в Союзном государстве. Организаторами мероприятия выступают Министерство спорта и туризма Республики Беларусь, Национальное агентство по туризму, Минский тракторный завод, Белорусский институт стратегических исследований. Мероприятие объединило около 200 участников туристической индустрии со всей страны.

С точки зрения Беларуси — нам есть что перенять, свой опыт у нас достаточно обширный, как показали выступления флагманов белорусской промышленности. Это и практики еще времен СССР, и современные концепции. Полноценное развитие промышленный туризм у нас в стране получил менее 10 лет назад. Первооткрывателем можно считать жодинский БЕЛАЗ. В дальнейшем эту перспективную идею поддержали организации из разных уголков страны.

В Витебской области для промышленного туризма открыты предприятия разного профиля. Наиболее успешными можно считать представителей текстильной промышленности (уникальные для страны производства на Оршанском льнокомбинате, Витебских коврах, Полоцк-Стекловолокне) и, конечно, пищевой промышленности (Верхнедвинский маслосырзавод, Полоцкий пивзавод и другие).

Однако промышленный туризм — это не только про то, чтобы открыть двери предприятия для всех желающих. Это и продвижение бренда и продукции предприятия за счет своего рода возможности заглянуть в сердце производства, понять и увидеть своими глазами, как рождается товар. Не стоит забывать и о такой практической стороне данного туристического направления, как развитие и усиление профориентационной работы как среди школьников, учащихся ссузов и студентов вузов, так и среди уже сформировавшихся специалистов.

В то же время запуск промышленного тура на предприятии — это огромная ответственность. Необходимо обеспечить качество посещения, сюда входит охрана труда, безопасность посещения, внешний вид производства и сотрудников, информация экскурсовода под запрос целевой аудитории в рамках экскурсии и тому подобное. В 2024 году это особенно важно, так как это Год качества.

ИСТОЧНИК