Весной Большой театр Беларуси ждет именитых гостей. Первой ласточкой станет участие солиста Михайловского театра (Санкт-Петербург) Михаила Пирогова в опере П.Чайковкого «Пиковая дама».

«...Когда дошел до смерти Германа и заключительного хора, мне до того стало жаль Германа, что я вдруг начал сильно плакать <...> Оказывается, что Герман не был для меня только предлогом писать ту или другую музыку, а все время живым человеком...» – писал Петр Чайковский брату Модесту. 2 марта на нашей сцене трагический оперный шедевр Чайковского – мистическая драма «Пиковая дама», одно из величайших произведений композитора. В партии Германа снова услышим Михаила Пирогова.

«В моем представлении Герман – отчаянный и неконтролируемый человек, который поддался своей слабости, желанию выиграть во что бы то ни стало. И эта гибельная страсть одержала над ним победу…» – говорит заслуженный артист Республики Бурятия, лауреат российской национальной премии «Золотая маска».

А критики про Германа-Пирогова пишут: «К воплощению неистового безрассудства своего персонажа Михаил Пирогов подошел во всеоружии мастерства, которым владеет на сегодняшний день, и это весьма и весьма высокий, истинно музыкантский уровень. Вокальный драматизм, предъявляемый к партии Германа – это, выражаясь языком математики, условие для ее интерпретации необходимое, но не достаточное. О вокальном драматизме мы говорим применительно к опере, и, при безусловном наличии такового, достаточным для исполнителя является музыкальность и абсолютно ясное музыкантское ощущение стиля музыки. В творческом арсенале Михаила Пирогова и то, и другое есть… Певец не стоит на месте, а постоянно растет, движется вперед, развивая свои профессиональные компетенции – как музыкально-технические, так и артистические. Сценическое поведение певца стало более раскрепощенным и свободным, и его Герману веришь по Станиславскому не только как музыканту-певцу, но и как артисту, несущему со сцены в зрительный свой внутренний мир, свою интеллектуальность и свое, если хотите, психологически субъектное наполнение архетипа этой великой оперной роли…» (Театральный критик Игорь Корябин для Belcanto.ru)

За дирижерским пультом – главный маэстро театра, народный артист Башкортостана Артем Макаров.

 ***

С 28 по 31 марта на сцене Большого театра Беларуси пройдут гастроли знаменитого Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Бориса Эйфмана.

 Напомним, Санкт-Петербургский государственный академический театр балета Бориса Эйфмана в 2015-м привез в Большой театр Беларуси балет «Роден», в 2016-м в Минске была показана драматическая история «Красная Жизель», а в июне 2022-го на белорусской сцене представили «Эффект Пигмалиона».

Имя Бориса Эйфмана всегда ассоциируется с наиболее интересными художественными экспериментами и смелым прочтением классических произведений. В марте 2024-го Театр Бориса Эйфмана представит на сцене Большого театра Беларуси балет по роману в стихах А.С. Пушкина – «Евгений Онегин» (постановка 2009г.) и хореографическую интерпретацию пьесы А.Чехова – «Чайка. Балетная история» (премьера спектакля прошла в 2022-м).

 28 и 29 марта – «Чайка. Балетная история». Балет в 2-х действиях на музыку С.Рахманинова и А.Ситковецкого

«Есть книги и темы, годами не отпускающие меня, провоцирующие на напряженные интеллектуальные поиски. Чеховская «Чайка» – гениальный образец подобного произведения. За внешней размеренностью сюжета в пьесе скрывается лабиринт важнейших философских идей, – говорит Борис Эйфман. – Действие в нашем спектакле перенесено из усадьбы в репетиционный зал, где экспериментатор Треплев, одержимый поиском новых танцевальных форм, противостоит успешному хореографу Тригорину, ставящему свою версию «Лебединого озера», а юная артистка Заречная соперничает с властной примой Аркадиной. Применяя инструментарий языка балета, мы размышляем о мятежной попытке взлета души и разрушительном гнете повседневности, многоликости любви и обреченности человека на одиночество, наконец, – о самой сути театра…».

30 и 31 марта – «Евгений Онегин». Балет в 2-х действиях на музыку П.Чайковского и А.Ситковецкого.

«Почему я обратился к роману А. Пушкина «Евгений Онегин», что волнует меня сегодня в нем? Этот роман назван «энциклопедией русской жизни», в нем А. Пушкин прозрел и создал удивительно точный архетип русского характера своего времени, сотворил поэтический образ русской души, загадочной, непредсказуемой, необыкновенно чувственной. Всем своим творчеством я пытаюсь разгадать тайну русской души. И обращение хореографа к роману «Евгений Онегин» – это еще одна попытка выразить таинство духа. Я перенес пушкинских героев в наши дни, в новые обстоятельства, более драматические, даже экстремальные, когда старый мир рушится и жизнь диктует новые правила. Эксперимент этот мне был необходим для того, чтобы ответить на волнующий меня вопрос – что есть русская душа сегодня? Сохранила ли она свою самобытность, свою тайну, свою притягательность? Как распорядились бы сегодня своей судьбой герои романа? Что в «энциклопедии русской жизни» было печатью времени, а что стало знаком судьбы многих поколений моих сограждан?.. Искусство хореографии не готово ответить на актуальные вопросы жизнеустройства общества. Но, участвуя в творческом их осмыслении, анализе и индивидуальной оценке, мы тем самым участвуем в процессе его совершенствования». Б.Эйфман

 ***

И снова на белорусской сцене – солист Московского музыкального театра «Геликон-опера» Иван Гынгазов. 16 апреля он исполнит главную партию в опере К.Сен-Санса «Самсон и Далила».

История Самсона, могучего воителя, побежденного женским коварством, – самая знаменитая опера французского композитора К. Сен-Санса «Самсон и Далила» – впервые появилась в афише Большого театра Беларуси в 2021 году. Именно тогда – в этой постановке Оксаны Волковой, на Минском международном рождественском оперном форуме дебютировал на белорусской сцене солист Московского музыкального театра «Геликон-опера» Иван Гынгазов.

Лауреат оперного «Оскара» – российской премии «Онегин», приглашенный солист Большого театра России (Москва) и Мариинского театра (Санкт-Петербург) Иван Гынгазов 16 апреля снова в Минске! И снова услышим молодого оперного певца, обладателя сильного и красивого голоса, в партии Самсона, одной из сложнейших в оперном репертуаре.

Дрезденская Земпер-опера, Александринский театр, Венский Музикферайн, Большой театр Узбекистана, Московская филармония, Михайловский театр, Опера Бастий в Париже, Сиднейская опера, Национальный театр Сан-Карлош, «Шостакович Опера Балет» Самары, Казанская опера – зрители самых разных ведущих оперных сцен аплодировали тенору. Иван Гынгазов работал с такими дирижерами, как Валерий Гергиев, Владимир Федосеев, Пласидо Доминго, Антонио Пиролли и др.

Иван Гынгазов родился в Новосибирске, где окончил консерваторию им.М.И.Глинки, а после – выступал на сценах Новосибирского и Екатеринбургского театров оперы и балета.

Мало кто знает, что у сибиряка Гынгазова – белорусские корни! «Я на четверть белорус, – признается певец. – У меня бабушка – из деревни Неманица Борисовского района – полчаса от минского аэропорта на машине. Ее семья жила здесь, пока ей не исполнилось 18. А потом уехала в Россию…»

На заметку

В этом году к Международному фестивалю «День Римского-Корсакова» присоединяется Большой театр Беларуси.

Международный фестиваль, участниками которого станут более двадцати городов, пройдет с 15 по 18 марта по инициативе Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства. Для реализации этого проекта Музей объединил усилия различных организаций – театров, музеев, филармоний, учебных заведений, на площадках которых пройдут более 100 мероприятий.

Впервые он прошел в 2019-м, объединив пространства Санкт-Петербурга, городов Ленинградской и Псковской областей – Тихвина, Вечаше и Любенска, где находятся мемориальные музеи Н.А. Римского-Корсакова. Фестиваль также поддерживают крупнейшие оперные театры, музеи, филармонии и учебные заведения по всей России.

День рождения Николая Андреевича Римского-Корсакова отмечается 18 марта, в 2024 году фестиваль посвящен 180-летию выдающегося композитора – автора сочинений, без которых невозможно представить русскую классику и мировую музыкальную культуру.

На сцене Большого театра Беларуси музыка Римского-Корсакова будет звучать 16 и 17 марта. В субботу, 16 марта, – «драма человеческих страстей» – «Царская невеста» режиссера М.Панджавидзе. В главных партиях – звезды Белорусской оперы: Елена Золова, Владимир Громов, Оксана Волкова, Андрей Валентий. 17 марта – Вечер хореографии Михаила Фокина, в рамках которого будет показан и балет «Шехеразада» в постановке народного артиста России А.Лиепа. В главной роли увидим молодую артистку Елизавету Мусорину. Этим же воскресным вечером в Камерном зале – «маленькая трагедия» А.Пушкина о гении и злодействе – опера «Моцарт и Сальери», которую разыграют Олег Мельников (постановщик спектакля) и Виктор Менделев. За дирижерским пультом в эти дни – Н.Колядко, В.Оводок и В.Дубовик.