Туристическая отрасль страны, закалённая пандемией и санкциями, сегодня переориентировалась в большей степени на внутренний туризм. Но привлечь гостей в свой регион, заинтересовать, чтобы туристу захотелось приехать ещё и ещё – дело непростое. Тут нужны и интересные объекты, и небанальные развлечения, и яркие впечатления, заставляющие испытывать эмоции. А значит, нужна и построенная в новом ключе работа. Чем же может привлечь любителей путешествий Малоритчина, каков он – туристический потенциал района, что уже сделано и что предстоит сделать для его дальнейшего развития? Об этом шёл разговор на июньском заседании райисполкома.

Главный специалист рай­исполкома по вопросам спорта и туризма Анна Коротинская проинформировала, что в 2021 году число туристических посещений Малоритского района составило 3932 человека, или 113% по отношению к  предшествующему году. Показатель по иностранным посещениям составил 214 человек. Экспорт туристических услуг в районе составил 19,4 тысячи долларов США, что в 17 раз выше к уровню 2020 года.

– Ограничения на поездки, введенные для сдерживания пандемии COVID-19, серьезно сказались на международном туризме, – отмечает  Анна Коротинская. –  На рынке туристических услуг в 2021 году и в настоящее время формируется отложенный и сдержанный спрос, который трансформируется в преимущественно индивидуальный неорганизованный краткосрочный отдых и путешествия в пределах территории Республики Беларусь.

В целях диверсификации и наращивания объёмов экспорта туристических услуг проводятся маркетинговые мероприятия, направленные на продвижение туристического потенциала Малоритского района. Так,  в июле 2021 года прошёл ознакомительный тур для туроператоров и представителей СМИ по Малоритскому району, представители района принимали участие в международной весенней ярмарке туристических услуг «Отдых – 2021», районный центр народного творчества участвовал в выставках с коллекцией костюмов Малоритского строя, туристско – экскурсионный маршрут «Любимый сердцу уголок – Малоритчина» и выставка с коллекцией костюмов Малоритского строя были презентованы в марте этого года на 24-й международной выставке-ярмарке туристических услуг «Отдых-2022». Кроме того, в конце июля 2022 года совместно с Национальным агентством по туризму будет организован ознакомительный тур по Малоритскому району для туроператоров, экскурсоводов и представителей СМИ  Республики Беларусь. Маркетинг туристических услуг осуществляется также через сайты, страницы в соцсетях.

Что представляет собой сегодня туристический потенциал района? Это 8 агроусадеб, центр народного творчества, Дом ремесел, 2 Дома фольклора, 11 школьных музеев и 1 музейный уголок, 1 гостиница, 6 объектов общественного питания, 3 базы отдыха, 1 туристическая фирма (ОАО «БелТурКлуб»), спортивные объекты. В государственный список историко-культурных ценностей внесены 42 объекта: 31 памятник истории, 8 ценностей архитектуры (церкви и одна часовня), 3 памятника археологии. В государственный список историко-культурных ценностей нематериального наследия включены «Традиции выпечки гречневого хлеба».

Спортивный туризм, агроэкотуризм, охотничий, культурно-познавательный, экологический, образовательный туризм – по всем этим направлениям проводится работа. Особый акцент делается на грантовом контракте по проекту Международной технической помощи программы территориального сотрудничества Беларусь-Польша «Вектор в прошлое. Развитие традиционной культуры как драйвер роста туристического потенциала», целью которого является сохранение и популяризация региональных особенностей аутентичных культурных традиций белорусско-польского приграничья. Проект поддержит развитие ремесел, фольклора, традиционной кухни и развития туризма на территории Малоритского района.

Туристический потенциал, как отмечал в обсуждении вопроса руководитель района Михаил Баценко, на Малоритчине есть. Но слабо используются такие точки притяжения, как озёра, в первую очередь Луковское, где желают отдыхать в летний сезон не только жители района. Важно обратить на это внимание.

Шла речь и о создании нового маршрута, который объединит в одно целое знакомство с костюмом Малоритского строя, мастер-классы по ткачеству, местный фольклор, выпечку гречаного хлеба, знакомство с продукцией «Топтышки». Такой новый креативный маршрут можно предложить экскурсионным группам. Сегодня, как отмечалось в обсуждении, люди едут туда, где могут испытать новые ощущения, не просто посмотреть достопримечательности, а поучаствовать в действиях: сесть за ткацкий станок, самому замесить гречаник,  попробовать его на вкус, принять участие в фольклорном обряде. А значит именно с интерактивным участием гостей и должна строиться туристическая дея­тельность.

Но чтобы наладить эту работу, важно решить основные проблемы, сдерживающие развитие туризма в районе.  А это,  в первую очередь, недостаточный уровень развития туристической инфраструктуры, отсутствие экскурсоводов и гидов-переводчиков, недостаточная представленность туристического потенциала в интернет-пространстве. Над решением этих вопросов и предстоит активно работать.

Светлана МАКСИМУК
Источник