В связи с частыми обращениями граждан по вопросам, связанными с возвратом внесенных денежных средств за туры ввиду их отмены, отказов туристов от туров или принятия странами мер по сдерживанию коронавируса COVID-19, руководствуясь пунктом 7 статьи 25 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. № 300-З ”Об обращениях граждан и юридических лиц“ Министерство спорта и туризма разъясняет.
На основании части второй статьи 16 Закона Республики Беларусь от 25 ноября 1999 г. № 326-З ”О туризме“ реализация тура заказчику (участнику туристической деятельности) осуществляется на основании договора оказания туристических услуг.
В соответствии с абзацем восемнадцатым статьи 1 названного Закона под участником туристической деятельности понимаются туристы, экскурсанты, а также имеющие намерение заказать, заказывающие либо заказавшие туристические услуги для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, юридические лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Относительно расторжения договора оказания туристических услуг следует отметить, что, несмотря на ситуацию с коронавирусом COVID-19, расторжение договора оказания туристических услуг осуществляется на общих основаниях в порядке, установленном законодательством.
Так, на основании части первой пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса Республики Беларусь стороны вправе внести изменения в договор оказания туристических услуг или его расторгнуть ввиду существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора.
В соответствии с частью второй указанного пункта изменение обстоятельств признается существенным, если они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
К существенному изменению обстоятельств следует относить меры, принимаемые вследствие пандемии, в частности, к таким могут быть отнесены:
-
решения государственных органов страны (места) временного пребывания о закрытии для посещения мест, предусмотренных программой туристического путешествия, ввиду установления карантина, режима чрезвычайного положения и иных причин, а также решения о введении иных ограничительных мер для посещения страны (места) временного пребывания иностранными гражданами;
-
невозможность оказания услуг ввиду отмены перевозчиками рейсов, отмены туров туроператорами;
-
иные причины, влекущие невозможность оказания исполнителями туристических услуг.
Следует отметить, что действие нормы пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса Республики Беларусь также распространяется на случаи продления периода действия ограничений, вводимых в странах (местах) временного пребывания.
При расторжении договора оказания туристических услуг ввиду существенного изменения обстоятельств наступают правовые последствия, предусмотренные пунктом 1 статьи 386 Гражданского кодекса Республики Беларусь и пунктом 56 Правил оказания туристических услуг. Имеется в виду, что каждая из сторон вправе требовать от другой стороны возврата всего, что она исполнила, не получив встречного удовлетворения. Ввиду этого возврат денежных средств за приобретенный тур должен осуществляться в полном объеме.
Следует отметить, что, на наш взгляд, болезнь заказчика (участника туристической деятельности), его родственников или знакомых не признается существенным изменением обстоятельств либо непреодолимой силой, то есть чрезвычайным и непредотвратимым при данных условиях обстоятельством, поскольку данное обстоятельство зависит от характера заболевания и рекомендаций медицинских работников и не во всех случаях влечет невозможность исполнения заказчиком своих обязательств по договору оказания туристических услуг.
Если ограничительные меры после даты их окончания продлены не будут, расторжение договоров оказания туристических услуг в отношении туров, запланированных к совершению после даты окончания данных мер, будет осуществляться на общих основаниях в порядке, установленном законодательством.
Так, нормы пункта 1 статьи 736 Гражданского кодекса Республики Беларусь, части первой статьи 20 Закона Республики Беларусь ”О туризме“ и пункта 46 Правил оказания туристических услуг устанавливают односторонний порядок расторжения заказчиком договора оказания туристических услуг.
В частности, заказчик вправе отказаться от исполнения обязательств по договору оказания туристических услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных расходов.
Согласно абзацу восемнадцатому пункта 4 Правил оказания туристических услуг под фактически понесенными расходами понимаются расходы исполнителя по выполнению договора оказания туристических услуг, подтверждаемые документально. Исчерпывающий перечень таких расходов законодательно не установлен, поскольку они зависят от конкретного тура и в каждом конкретном случае подлежат документальному подтверждению.
В то же время в силу норм части третьей статьи 14 Закона Республики Беларусь ”О туризме“, абзаца восемнадцатого пункта 4 и пункта 48 Правил оказания туристических услуг на исполнителе лежит бремя доказывания фактически понесенных расходов, равно как обязанность совершения необходимых и разумных действий по уменьшению фактически понесенных расходов.
Информация о таких расходах относится к сведениям, рассчитанным на потребителей, в этой связи действия исполнителя по непредставлению или отказу в представлении сведений о фактически понесенных расходах рассматриваются как несоответствующие законодательству.
При отсутствии фактически понесенных расходов, их недоказанности или отказе исполнителя представить документы, подтверждающие фактически понесенные расходы, с учетом норм пункта 47 Правил оказания туристических услуг исполнитель обязуется возвратить внесенные денежные средства в полном объеме.
Ссылки исполнителя на фактически понесенные расходы в отсутствие документального подтверждения, равно как непредставление им соответствующих документов также рассматривается как отсутствие фактически понесенных расходов по туру.
Односторонний отказ заказчика является его правом, а не фактом ненадлежащего исполнения обязательств по договору оказания туристических услуг. В этой связи, а также с учетом норм части первой статьи 20 Закона Республики Беларусь ”О туризме“, абзаца восемнадцатого пункта 4, абзаца третьего части первой пункта 46 Правил оказания туристических услуг исполнителем не могут удерживаться с заказчика иные расходы (штрафы, пени и иные).
Более того, в соответствии с пунктом 1 статьи 311 Гражданского кодекса Республики Беларусь неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законодательством или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору, если иное не предусмотрено законодательными актами, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В договоре оказания туристических услуг могут быть предусмотрены условия об уплате заказчиком неустойки с учетом норм пункта 53 Правил оказания туристических услуг.
Относительно неустойки и оплаты туристических услуг также отмечаем, что требования исполнителя об оплате тура и взыскании признаются обоснованными, если сторонами не выражено намерение расторгнуть договор либо в договор не внесены соответствующие изменения. В то же время согласно статье 314 Гражданского кодекса Республики Беларусь судом может быть уменьшен размер подлежащей уплате неустойки, если данная неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения сторонами своих обязательств.
Следует также отметить, что односторонний отказ от исполнения обязательств по договору оказания туристических услуг возможен не только со стороны заказчика, но и со стороны исполнителя.
Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 736 Гражданского кодекса Республики Беларусь исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг лишь при условии полного возмещения заказчику убытков. Аналогичная норма определена частью второй статьи 20 Закона Республики Беларусь ”О туризме“ и частью первой пункта 46 Правил оказания туристических услуг.
В зависимости от того, договор оказания туристических услуг расторгается в силу существенного изменения обстоятельств или в одностороннем порядке, законодательством установлены различные сроки возврата внесенных денежных средств после предъявления заказчиком (участником туристической деятельности) соответствующих требований. Данные сроки установлены положениями статей 33 и 381 Закона Республики Беларусь от 9 января 2002 г. № 90-З ”О защите прав потребителей“.
В заключение следует отметить, что сам факт существенного изменения обстоятельств автоматически не влечет расторжение договора оказания туристических услуг, так как норма части первой пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса Республики Беларусь предоставляет сторонам возможность не только для расторжения договора, но и для внесения в него изменений, например, в отношении программы туристического путешествия.
Независимо от того, в какой части в договор вносятся изменения, на основании пункта 43 Правил оказания туристических услуг изменения в договор оказания туристических услуг осуществляются по соглашению сторон в простой письменной форме путем заключения дополнительного соглашения к нему.
Данное требование особенно касается таких условий договора оказания туристических услуг, как стоимость туристических услуг, срок и порядок их оплаты, программа туристического путешествия, поскольку частью третьей статьи 17 Закона Республики Беларусь ”О туризме“ данные условия определены как существенные условия.
В соответствии с частью второй пункта 1 статьи 402 Гражданского кодекса Республики Беларусь существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законодательстве как существенные, необходимые или обязательные для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В этой связи для придания дополнительному соглашению юридической силы данное соглашение должно отвечать вышеуказанным требованиям.
В отсутствие такого соглашения или несоответствия соглашения этим требованиям договор оказания туристических услуг продолжает свое действие на прежних условиях.
При возникновении спорной ситуации в целях досудебного регулирования споров заказчик (турист) вправе обратиться к исполнителю с претензией. При отказе исполнителя удовлетворить требования по претензии за защитой своих прав и законных интересов можно обратиться:
-
в общественные объединения по защите прав потребителей;
-
в местные исполнительные и распорядительные органы.
Компетенция указанных органов и объединений определена положениями статей 43, 46 – 48 Закона Республики Беларусь ”О защите прав потребителей“.
В заключении сообщаем, что на основании статьи 44 названного Закона защита прав потребителей также может осуществляться в судебном порядке.
При необходимости содействия в составлении искового заявления Вы вправе обратиться:
-
в местные исполнительные и распорядительные органы;
-
в общественные объединения потребителей;
-
в юридическую консультацию с целью оказания помощи адвокатом в составлении искового заявления и представления интересов потребителя в суде.
Также возможно самостоятельное представление интересов в суде.
При обращении в суд на основании пункта 1 статьи 285 Налогового кодекса Республики Беларусь заказчик (турист) освобождается от уплаты государственной пошлины за подачу иска в защиту прав потребителя.