Агентство стратегических инициатив вместе с экспертами Института стратегических исследований и экономики знаний ВШЭ изучили зарубежный опыт реализации новых бизнес-идей в связи с пандемией коронавируса. Исследование было проведено в преддверии форума «Сильные идеи для нового времени», который АСИ и Фонд Росконгресс проведут в Сочи. Разбор практик проводился для одного из треков Форума – «Новые идеи для бизнеса».

Международный опыт свидетельствует о том, что пандемия подстегнула использование роботов, искусственного интеллекта и 3D-печати в сфере здравоохранения, применение блокчейн-технологий для развития системы поставок, а также породила ряд новых инициатив, связанных с развитием туризма.

«Пандемия коронавируса, плачевно сказавшаяся на многих традиционных отраслях, создала новые возможности и ниши для бизнеса в области информационных и новых производственных технологий, в особенности в таких секторах как здравоохранение, туризм и логистика. Власти многих стран используют сложившуюся ситуацию, чтобы ускорить технологическое развитие, увеличивают финансирование научных разработок в прорывных сферах. В России также активно развивается внутренний туризм и направление “цифрового туризма”, позволяющее “путешествовать” не выходя из дома. Много новых интересных идей в этих и других областях поступают на нашу цифровую платформу для сбора сильных идей для нового времени idea.asi.ru, сбор заявок на которой продолжается», – отметил заместитель гендиректора АСИ Георгий Белозеров.


Туризм

После поэтапного снятия ограничений туристическая отрасль начнет восстанавливаться и критически важно использовать современные инструменты управления туристскими потоками и стимулирования безопасной активности граждан в новых условиях. Это повышает актуальность цифровой трансформации бизнес-моделей и процессов.


Цифровой туризм

Многие страны, например, Бразилия, Эквадор, Боливия, Австралия, США, Андорра, Аргентина, Греция, Кения и Япония запустили или активизировали развитие «цифрового туризма», чтобы с помощью виртуальных туров и кампаний в социальных медиа заинтересовать и побудить планировать поездку на будущее.

Также появились интересные блоги, сайты и платформы для популяризации туристических направлений, среди которых couch tourism – серия статей и подборок о Чили (от еды до книг о стране и приложений), платформы из Аргентины (360), Пуэрто Рико (Virtula discovery в Instagram live и в Zoom), Эквадора (цифровая платформа для продвижения страны в местном, региональном и глобальном масштабе), Таиланда (Stay at Home Thai Style) и США (фоны для Zoom, игры, кроссворды, развлечения, мастер-классы, живые трансляции из зоопарков). Виртуальные туры запустили Гватемала, Эквадор, Филиппины и все штаты США.


Инновационная инфраструктура в сфере туризма

Для стимулирования новых решений и бизнес-моделей в сфере туризма ряд стран создают туристические акселераторы и инновационные хабы. В частности, в ЕС формируются центры цифровых инноваций. Такие центры предоставляют компаниям доступ к технической экспертизе и позволяют протестировать различные инновационные технологии, прежде чем инвестировать в них. Центры цифровых инноваций также оказывают консультационные услуги, занимаются обучением и развитием навыков, необходимых для успешной цифровой трансформации.

Свой туристический инновационный хаб и специальную зону для исследования и новых решений для развития индустрии туризма в стране создал Эквадор. Также южноамериканские страны запустили конкурсы бизнес-инициатив: по стимулированию участия в челлендже от ООН ВТО «Здоровье туризма» (Эквадор) и стимулированию женщин принимать участие в конкурсе по созданию идей/бизнеса в сфере туризма (Чили).


Онлайн-платформы для пострадавших отраслей

Австралия, Бразилия, Сингапур, Страны Карибского бассейна (Сент Люсиа), Новая Зеландия, Эквадор, Чили, Аргентина и Филиппины запустили дистанционные курсы, чтобы подготовить кадры для будущей трансформировавшейся индустрии туризма, помочь малому и среднему бизнесу и людям, работающим в сфере туризма пережить кризис. А в Аризоне (США) была создана платформа, позволяющая людям из пострадавших индустрий, в частности гостиничного бизнеса, быстро найти работу. Таиланд, Филиппины, Колумбия и Бельгия создали платформы, позволяющие пострадавшим от пандемии локальным производителям быстро выйти в онлайн и восстановить деятельность.


Полный текст исследования доступен в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс.

«В Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс также размещаются собственные исследования и аналитические дайджесты, подготовленные нашими экспертами. С начала пандемии COVID-19 Фонд Росконгресс запустил портал «АНТИКРИЗИСНЫЙ ПЛАН. Мировые практики», где собраны материалы о реализуемых мерах поддержки бизнеса и населения по всему миру в период распространения коронавируса, а также планах по восстановлению экономик после завершения пандемии», - прокомментировал председатель Правления, директор Фонда Росконгресс Александр Стуглев.

Источник: Комсомольская правда