В ноябре в Германии, чтобы остановить распространение коронавируса SARS-CoV-2, был введен мягкий локдаун, который действует до 10 января. Бары, рестораны, дискотеки, клубы, театры, кинотеатры, бассейны, фитнес-студии и другие развлекательные заведения, где люди проводят свой досуг, были закрыты с одной единственной целью - сократить социальные контакты немцев до минимума. Взрослым оставили возможность ходить на работу; детям - в школы и детские сады, но вечера они должны проводить дома. Это должно было стать эффективной мерой в борьбе с коронавирусом.
Печальная статистика по коронавирусу
Никто в ФРГ не хотел вводить жесткий карантин, чтобы не наносить вновь удар по экономике, пострадавшей в результате первой волны пандемии. Но с помощью мягких ограничений вторую волну остановить пока не удалось. В отличие от весны 2020 года, ограничительные меры не сработали. Об этом заявил и министр экономики и энергетики Германии Петер Альмайер (Peter Altmayer): "Можно и нужно сказать, что введенные нами меры оказались недостаточными, чтобы предотвратить новую волну заражений".
Число инфицированных SARS-CoV-2 в первую неделю декабря выросло по сравнению с весенним периодом в 4 раза. С момента начала пандемии общее их количество в ФРГ превысило 1,2 млн человек. Более 4 тыс зараженных коронавирусом, у которых COVID-19 проходит в тяжелой форме, находятся в палатах интенсивной терапии.
Весной таких больных было 2850 человек. Согласно статистике, каждый второй пациент, который подключен к аппарату искусственной вентиляции легких (ИВЛ), умирает. В данный момент ситуация в Германии такова, что на каждую клинику приходится лишь три свободных места для зараженных коронавирусом.
Мягкий карантин в Германии не сработал. Почему?
Премьер-министр Баварии Маркус Зёдер (Markus Söder), объявляя 6 декабря о жестком карантине в этой федеральной земле, привел такие цифры: в ноябре в Германии каждый день от ковида умирало столько людей, сколько во время авиакатастрофы. В декабре количество умерших в сутки достигло 500 человек. Но даже это сравнение многих оставило равнодушным. Психологи называют это эффектом габитуации – люди в какой-то момент привыкают к любой катастрофической ситуации. Это защитная реакция психики человека, который долгое время сталкивается с опасностью.
Влияет на общее настроение и время года: глубокой осенью и зимой, когда холодно и световой день самый короткий, многие особенно чувствительны ко всему происходящему. А в этом году из-за пандемии еще и отсутствуют привычные вещи, которые поднимают настроение и помогают не впасть в уныние: рождественские рынки, возможность покататься на лыжах и отправиться в путешествие.
Все это приводит к тому, что растет количество тех, кто отрицает опасность коронавируса и отказывается соблюдать предписанные властями меры безопасности. Согласно социологическим опросам, половина населения Германии выступает против ограничительных мер, связанных с пандемией.
Основной аргумент против жесткого карантина – вред экономике
В то время, как население призывают ограничивать до минимума социальные контакты, в некоторых федеральных землях магазины открыты и по воскресеньям – чтобы стимулировать предрождественскую торговлю. А владельцы ресторанов и кафе продают глинтвейн и сладости в специально оборудованных точках – вопреки принятым с общепитом договоренностям. У таких торговых точек, нарушая предписания, собираются большие очереди, и тем самым возрастает опасность заражения коронавирусом.
Главным аргументом против введения жесткого локдауна в Германии является ущерб, который будет в таком случае нанесен экономике страны. Для помощи пострадавшим предприятиям государство должно будет одобрить очередной пакет мер.
Первый обширный пакет, предусматривавший, в частности, безвозмездные выплаты владельцам малых предприятий и самозанятым, льготные кредиты более крупным фирмам, компенсации заработков при неполном рабочем времени и различные налоговые послабления, был принят правительством ФРГ в конце марта вскоре после введения жестких карантинных мер во время первой волны пандемии.
Новые меры поддержки бизнеса были приняты после введения мягкого локдауна в ноябре во время второй волны. Главная из них: вынужденным приостановить работу предприятиям c менее чем 50 сотрудниками, а также самозанятым власти окажут чрезвычайную безвозмездную помощь в размере до 75% их месячной выручки.
В 2020 году из-за пандемии Германия вынуждена была взять в долг 160 млрд евро. Но их будет недостаточно, если жесткий локдаун окажется неизбежным. На 4 января запланирована встреча глав федеральных земель с канцлером, на которой будет решаться вопрос о том, что делать дальше.