Турпоток между Россией и Республикой Беларусь будет только расти. О задачах, которые необходимо решить для того, чтобы отдыхать в Союзном государстве было комфортно, безопасно и интересно, «СОЮЗ» поговорил с председателем комиссии Парламентского Собрания по молодежной политике, спорту и туризму Артемом Туровым.
— Артем Викторович, данные статистики показывают, что и россияне, и белорусы стали чаще ездить друг к другу в гости. Эксперты убеждены, что турпоток будет только расти. А готова ли туристическая инфраструктура Союзного государства к этому росту?
— Прежде всего замечу, что за последние несколько лет в сфере внутреннего туризма как в России, так и в Беларуси сделано достаточно много. Но сейчас важным становится развитие именно трансграничных маршрутов, которые бы в рамках одной поездки охватывали сразу несколько регионов России и Беларуси, позволяли бы в итоге осмотреть не только исторические, но и природные достопримечательности. И в этом направлении предстоит много работы.
— Какие проблемы возникают при проектировании таких маршрутов?
— Далеко не всегда такие достопримечательности связаны транспортными маршрутами. Более того, далеко не всегда сами регионы связаны транспортом так, чтобы было удобно добираться друг до друга. Вопросы логистики остаются, но и движение вперед тоже есть.
— Какое, например?
— Летом и осенью прошлого года мы обсуждали транспортную доступность моего родного Смоленска и Витебска, который находится всего в 100 километрах. Тогда нас связывал всего один поезд, который шел достаточно долго — через Оршу, делал крюк. А сейчас запущен поезд Смоленск — Витебск — Санкт-Петербург, который идет напрямую и захватывает районы и Смоленской, и Витебской, и Псковской областей. Кроме этого, на маршрут вернулся автобус из Витебска до Смоленска.
— И на собственных автомобилях турпоток только растет!
— Да, туристы стали чаще ездить в путешествия на собственных машинах. И здесь тоже надо рассчитывать возможности. И заниматься придорожной инфраструктурой, заниматься кемпингами, чтобы для всех хватало мест.
— А что с новыми авиационными маршрутами?
— Появляются и трансграничные авиационные маршруты, когда люди, минуя крупные авиационные хабы, могут прилетать друг к другу в гости, например, из Бреста в Калининград. В апреле начнет работать маршрут из Махачкалы до столицы Беларуси.
Все это позволяет снизить стоимость билетов, а регионам — выстраивать инфраструктуру под дополнительный турпоток, более точно рассчитывать его.
— И выпускать на рынок новые турпродукты...
— Конечно! Например, туры выходного дня. Когда путешественник может прилететь утром в субботу или вечером в пятницу, провести в российском или белорусском городе выходные и вечером воскресенья вылететь домой.
Кстати, на комиссии, которая планируется в апреле, мы собираемся подвести некий итог. На парламентских слушаниях в Смоленске выявили проблемы и до апреля сформируем вместе с профильными министерствами России и Беларуси дорожную карту. Что конкретно необходимо сделать для решения конкретных проблем, и какие запросы у людей, желающих путешествовать, нужно удовлетворять.
— Их, наверное, накопилось немалое количество?
— Вы правы. Вот, например, была для автотуристов страховая Зеленая карта, минимальный срок действия которой был две недели. А если вы планируете более короткую поездку выходного дня, то, покупая эту карту, переплачиваете. Сейчас благодаря Парламентскому Собранию появился новый страховой продукт наших белорусских коллег, который действует всего пять дней. И это, например, очень важно именно для приграничных районов, где есть родственники и люди часто ездят друг к другу.
— А как обычному путешественнику разобраться во всех этих нюансах?
— Должна быть единая точка сборки, куда путешественник мог бы и лично зайти, и позвонить, и все выяснить. Губернатор Смоленской области Василий Анохин предложил создать Туристический информационный центр Союзного государства.
Очень важно то, что турист должен получать информацию из надежного аккредитованного источника. Должны быть лицензированные туроператоры, предлагающие поездки по России и Беларуси. Если мы говорим об исторических турмаршрутах, то должны быть гиды, которые рассказывают точную информацию, проверенную, а не взятую, условно говоря, из интернета.
— И когда турист сможет обратиться в такой центр?
— Пока сказать сложно. Поддержка инициативы есть, но пока это только проект. Хотелось бы, чтобы он начал работу уже со следующего 2025 года. Торопиться тоже не стоит, ведь деятельность центра должна заключаться не только в онлайн-презентациях туристического потенциала регионов России и Беларуси. Центр будет еще и разрабатывать маршруты, в нем должны работать высококлассные эксперты, и для того, чтобы все это организовать, нужно время.
— Что скажете об организации комбинированных туров по Беларуси и России? Знаю, что большой интерес проявляют к ним китайские туристы. Да и не только они...
— Самое главное здесь — продолжать работать над созданием единой визы Союзного государства. Виза нужна как раз для того, чтобы перемещение граждан третьих стран в приграничье проходило без дополнительных проблем. Сейчас пока, например, пункт пропуска «Красная Горка» на трассе М-1 не является международным. А в итоге туристы из третьих стран не могут перемещаться по основной магистрали, связывающей Москву и Минск.
Этот вопрос должен решиться уже в этом, 2024 году. Но повторю: вопрос непростой, работа над его решением идет очень активно.
— Кстати, об иностранцах. На парламентских слушаниях в Смоленске был поднят вопрос о том, что цена на одну и ту же услугу для туристов-россиян подчас иная, чем для белорусов. Это касалось, в частности, стоимости путевок в белорусские санатории, а также цен на билеты в некоторые музеи. Как гармонизировать законодательство в этом случае?
— Глобальных разночтений в законодательствах России и Беларуси, таких, которые серьезно мешают общему развитию туризма, все-таки нет. Есть отдельные вопросы, которые необходимо поднастроить. И многие из них, по сути, даже не в сфере унификации и гармонизации законов, а в сфере решений конкретных компаний, которые занимаются предоставлением туристических услуг белорусам и россиянам.
Кстати, в России, например, разницы в стоимости билетов в музеи для россиян и белорусов нет. Но в России действует Пушкинская карта, по которой российские школьники могут бесплатно посещать музеи.
— А может, стоить сделать ее союзный аналог?
— Такая инициатива есть. Но ее нужно прорабатывать. В России на Пушкинскую карту каждый подросток получает определенную сумму, которую он может использовать по своему усмотрению на те или иные музеи. Следовательно, для создания подобной союзной карты нужно прорабатывать вопрос с финансированием.
— А когда вы сами последний раз как турист, а не законодатель были в Беларуси?
— В январе. Мы там с друзьями ходили на хоккей.
— Понравилось?
— Конечно! В Минске, уверенно могу сказать, для туристов созданы очень комфортные условия. И с точки зрения логистики, и с точки зрения выбора мест проживания — существует большая сеть отелей для путешественников самого разного достатка.
— А если выехать за пределы Минска, на что бы посоветовали обратить внимание?
— В Беларуси активно и очень давно развивается такой сегмент, как агротуризм, экодеревни. Вот там точно стоит побывать!
Тарас Фомченков