11 ноября 2021 г. принят Закон Республики Беларусь № 129-З «О туризме», которым регулируются общественные отношения, возникающие при осуществлении туристической деятельности, совершении туристических путешествий, экскурсионном обслуживании, организации и обеспечении безопасности в сфере туризма. Министерство спорта и туризма разъяснило положения Закона.
Материал подготовлен
с использованием нормативных
правовых актов по состоянию
на 1 июня 2023 г.
Экскурсионное обслуживание
Статья 33, как и вся глава 5 Закона Республики Беларусь «О туризме», посвящена вопросам экскурсионного обслуживания.
В соответствии с абзацем двадцать девятым пункта 1 статьи 1 названного Закона под экскурсионным обслуживанием понимается деятельность субъектов туристической деятельности, а также иных юридических лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, по подготовке, организации и проведению экскурсий, в том числе с использованием аудиогидов (мобильных сопровождений экскурсий).
Из норм статьи 33 следует, что отношения, связанные с экскурсионным обслуживанием, также носят договорной характер. Экскурсионное обслуживание представляет собой самостоятельный вид услуг и может предоставляться туристам, экскурсантам и как отдельная услуга, и как услуга в комплексе туристических услуг. В этой связи пункт 1 статьи 33 предусмотрел виды договоров, на основании которых может оказываться экскурсионное обслуживание, а также обстоятельства, при которых возможно заключение того или иного договора.
Пункт 2 статьи 33 предусматривает письменную форму заключения договора экскурсионного обслуживания, которая имеет несколько разновидностей.
Одна из них – путем составления одного текстового документа, включая документ в электронном виде (в том числе электронный документ). По сути, используется тот же подход, что и при оказании туристических услуг в соответствии с пунктом 6 статьи 22 Закона Республики Беларусь «О туризме» и частью первой пункта 2 статьи 404 Гражданского кодекса Республики Беларусь.
Еще две разновидности письменной формы договора экскурсионного обслуживания предполагают выдачу:
- экскурсанту документа, формируемого кассовым оборудованием и (или) платежным терминалом и подтверждающего оплату экскурсионных услуг независимо от формы расчета, либо с момента совершения платежа за экскурсионные услуги посредством автоматизированной информационной системы единого расчетного и информационного пространства Республики Беларусь. Данная разновидность письменной формы договора экскурсионного обслуживания появилась в результате изменений в Закон Республики Беларусь № 326-З «О туризме», вступивших в силу с 24 января 2017 г., и нашла отражение в новом Законе;
- квитанции на экскурсионные услуги по форме, установленной Министерством спорта и туризма, и кассового чека или иного платежного документа, подтверждающего оплату экскурсионных услуг.
В отношении квитанции на экскурсионные услуги следует отметить, что данный документ является исключительно разновидностью письменной формы договора экскурсионного обслуживания и не выступает платежным и (или) фискальным документом. В этой связи норма абзаца четвертого пункта 2 комментируемой статьи также предполагает выдачу кассового чека или иного платежного документа, подтверждающего оплату экскурсионных услуг, что также соответствует требованиям части первой пункта 11 статьи 7 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей».
Выдача кассового чека или иного платежного документа также является требованием к подтверждению оплаты экскурсионных услуг при заключении договора экскурсионного обслуживания в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 33 Закона о туризме.
Важно отметить, что в настоящее время форма квитанции на экскурсионные услуги установлена согласно постановлению Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 15 сентября 2022 г. № 44. Данная форма содержит описание самих экскурсионных услуг, сведения о сторонах договора экскурсионного обслуживания, а также сведениях о способах оказания экскурсионных услуг (посредством услуг экскурсоводов, гидов-переводчиков либо с использованием аттестованных аудиогидов (мобильных сопровождений экскурсий).
Проведение экскурсий на территории Республики Беларусь
Как следует из определения понятия «экскурсионное обслуживание», предусмотренного в абзаце двадцать девятом пункта 1 статьи 1 Закона Республики Беларусь «О туризме», экскурсионные услуги предоставляются субъектами туристической деятельности, а также иными юридическими лицами, физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, в том числе с использованием аудиогидов (мобильных сопровождений экскурсий).
В этой связи статья 34 Закона определила круг лиц, которые вправе проводить экскурсии на территории Республики Беларусь. К ним относятся:
- экскурсоводы, гиды-переводчики, прошедшие профессиональную аттестацию, подтверждающую квалификацию экскурсоводов, гидов-переводчиков;
- лица, работающие в организациях, при проведении экскурсий в этих организациях;
- субъекты туристической деятельности;
- иные лица, наделенные правом проведения экскурсий.
Рассмотрим каждую категорию лиц.
I – экскурсоводы, гиды-переводчики, прошедшие профессиональную аттестацию, подтверждающую квалификацию экскурсоводов, гидов-переводчиков (далее, если не указано иное, – аттестация).
Вопросы аттестации регулируются Положением о порядке и условиях прохождения профессиональной аттестации, подтверждающей квалификацию экскурсоводов и гидов-переводчиков, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 сентября 2022 г. № 582 (далее – Положение об аттестации).
Пунктом 2 Положения об аттестации определен круг лиц, которые допускаются к аттестации, а также лиц, которые к таковой не допускаются.
В соответствии с пунктом 3 Положения об аттестации аттестация проводится в форме аттестационного экзамена, включающего компьютерное тестирование и устное собеседование.
Целью аттестации является проверка знаний претендентов и умения применять их претендентами при проведении экскурсий.
Аттестация осуществляется Министерством спорта и туризма или уполномоченной им государственной организацией (в настоящее время функции аттестующего органа осуществляет государственное учреждение «Национальное агентство по туризму»).
Для организации и проведения аттестации, приостановления срока действия свидетельства или аннулирования свидетельства аттестующим органом по каждому случаю создается аттестационная комиссия.
Частями второй и третьей пункта 5 Положения об аттестации предусмотрены перечень лиц, которые входят (могут входить) в состав аттестационной комиссии.
Председателем аттестационной комиссии назначается один из заместителей руководителя аттестующего органа.
При этом количественный и персональный состав аттестационной комиссии определяется приказом руководителя аттестующего органа.
Положение об аттестации также охватывает вопросы, связанные с функционалом председателя аттестационной комиссии, ее секретаря, а также самой аттестационной комиссии.
Одновременно Положение об аттестации предусматривает перечень документов, представляемых претендентами для прохождения аттестации (часть первая пункта 10 и часть вторая пункта 23 Положения об аттестации).
Аттестация проводится по мере комплектования групп претендентов, но не реже одного раза в квартал.
Пунктами 18 – 23 Положения об аттестации предусмотрено регулирование в части прохождения претендентами компьютерного тестирования, а также устного собеседования.
Претендент, прошедший оба этапа аттестации, считается прошедшим аттестацию. На основании пункта 29 Положения об аттестации претенденту, прошедшему аттестацию, аттестующим органом выдаются свидетельство по форме согласно приложению 3, перечень тем экскурсий по форме согласно приложению 4 и бейдж по форме согласно приложению 5.
Экскурсовод, гид-переводчик проводят экскурсии исключительно в соответствии с перечнем тем экскурсий.
Согласно пункту 27 Положения об аттестации претенденту может быть отказано в выдаче свидетельства в случаях:
- неявки претендента на аттестационный экзамен, за исключением случаев, указанных в части первой пункта 15 настоящего Положения;
- нарушения претендентом требований прохождения компьютерного тестирования, предусмотренных в пункте 19 настоящего Положения;
- непредставления претендентом документов, предусмотренных в частях первой и второй пункта 23 настоящего Положения (для прохождения устного собеседования);
- отрицательных результатов компьютерного тестирования или устного собеседования;
- отказа претендента от ознакомления с результатами компьютерного тестирования и (или) подписания аттестационного листа по итогам аттестационного экзамена.
Согласно части первой пункта 31 Положения об аттестации срок действия свидетельства и перечня тем экскурсий составляет пять лет.
По истечении этого срока их действие может продлеваться на тот же срок неограниченное количество раз при условии освоения экскурсоводом, гидом-переводчиком содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов по тематике экскурсионного обслуживания не ранее чем за два года до истечения срока действия свидетельства.
Пунктом 32 Положения об аттестации предусматривает перечень документов, подаваемых в аттестующий орган для продления срока действия свидетельства. Данные документы экскурсовод, гид-переводчик подает не ранее чем за три месяца и не позднее чем за 15 рабочих дней до истечения срока действия свидетельства.
Пункт 33 Положения об аттестации допускает возможность изменения и (или) дополнения перечня тем экскурсий. Таковой может быть изменен по итогам проведения устного собеседования в соответствии с пунктами 23 – 25 Положения об аттестации.
Одновременно пункт 33 Положения об аттестации предусматривает перечень документов, представляемых в аттестующий орган, а также сам алгоритм изменения перечня тем экскурсий.
Положение об аттестации также регулирует вопросы выдачи дубликатов свидетельств, бейджей и перечня тем экскурсий в случае их порчи или утери (пункты 35 – 37 Положения об аттестации).
Положением об аттестации также предусмотрены вопросы приостановления действия свидетельства, а также его аннулирования.
Так, согласно пункту 39 Положения об аттестации свидетельство аннулируется по решению руководителя аттестующего органа на основании протокола заседания аттестационной комиссии в случаях, если:
- свидетельство выдано на основании недостоверных сведений, представленных претендентом;
- установлен факт передачи свидетельства, перечня тем экскурсий, бейджа либо их дубликатов другому лицу в целях проведения им экскурсий;
- свидетельство, перечень тем экскурсий, бейдж либо их дубликаты не сданы при приостановлении действия свидетельства;
- экскурсовод, гид-переводчик имеют судимость за преступления, предусмотренные в статьях 123, 130, 293, 3411, 342, 357, 361, 367 – 3691, 3693 и 370 Уголовного кодекса Республики Беларусь, и (или) привлечены к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные в статьях 19.8, 19.10, 19.11, 24.22 и 24.23 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях;
- выявлено несоответствие экскурсовода, гида-переводчика профессиональным и этическим требованиям, установленным законодательством.
Согласно пункту 40 Положения об аттестации действие свидетельства приостанавливается по решению руководителя аттестующего органа на основании протокола заседания аттестационной комиссии на срок до одного года в случаях, если:
- имеются обоснованные жалобы со стороны физических и (или) юридических лиц на качество экскурсионного обслуживания;
- экскурсовод, гид-переводчик проводят экскурсии по темам, которые не содержатся в перечне тем экскурсий;
- во время проведения экскурсии у экскурсовода, гида-переводчика отсутствуют бейдж и (или) перечень тем экскурсий либо их дубликаты.
Приостановление действия свидетельства не влечет изменения срока его действия.
Как следует из описанных случаев, аттестующий орган принимает соответствующее решение на основании протокола заседания аттестационной комиссии.
Согласно пункту 42 Положения об аттестации экскурсовод, гид-переводчик, у которых в соответствии с пунктом 39 настоящего Положения аннулировано свидетельство, вправе пройти аттестацию не ранее чем через один год со дня принятия руководителем аттестующего органа решения об аннулировании свидетельства.
Данная норма действует с учетом норм пункта 2 Положения об аттестации.
II – лица, работающие в организациях, при проведении экскурсий в этих организациях.
В соответствии с абзацем тринадцатым статьи 1 Трудового кодекса Республики Беларусь работником признается физическое лицо, состоящее в трудовых отношениях с нанимателем на основании заключенного трудового договора.
К данной категории не предъявляются требования об обязательном прохождении аттестации при соблюдении двух условий:
- физическое лицо должно быть работником организации и выполнять функционал в соответствии с возложенными на него должностными обязанностями;
- подготовка и проведение экскурсий осуществляется исключительно в пределах организаций (без организации посещения других туристических ресурсов).
При несоблюдении хотя бы одного из этих условий экскурсионное обслуживание должно осуществляться в соответствии с нормами Положения об аттестации.
III – субъекты туристической деятельности.
Субъекты туристической деятельности организовывают экскурсионное обслуживание как в виде отдельной услуги (посредством услуг экскурсовода, гида-переводчика либо с использованием аудиогидов (мобильных сопровождений экскурсий), так и в комплексе туристических услуг.
Следует отметить, что правом формирования туров обладают только туроператоры (по своему усмотрению либо по заказу участников туристической деятельности или субъектов туристической индустрии).
В то же время вне зависимости от того, привлекается экскурсовод, гид-переводчик на трудовых или гражданско-правовых началах, данные лица должны пройти аттестацию, как этого требует положение абзаца второго пункта 1 статьи 34 Закона.
IV – иные лица, наделенные правом проведения экскурсий.
В качестве примера можно привести вопросы экскурсионного обслуживания, регулируемые в соответствии со статьей 186 Кодекса Республики Беларусь о культуре.
Так, часть первая пункта 2 указанной статьи Кодекса определяет, что экскурсионное обслуживание посетителей музеев осуществляется музейными работниками этих музеев.
В свою очередь согласно статье 153 Кодекса Республики Беларусь о культуре музейным работником признается работник культуры, который осуществляет музейную деятельность.
Экскурсионное обслуживание посетителей музеев лицами, не предусмотренными частью первой пункта 2 статьи 186 названного Кодекса, запрещается.
Важно отметить, что одним из нововведений экскурсионного обслуживания является оказание экскурсионных услуг с использованием аудиогидов (мобильных сопровождений экскурсий).
Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 1 Закона Республики Беларусь «О туризме» под аудиогидом (мобильным сопровождением экскурсии) понимается фонограмма на белорусском, русском или иностранном языке, воспроизводимая во время экскурсии публично или индивидуально посредством отдельного технического устройства или приложения для мобильного устройства, предназначенная для ознакомления туристов, экскурсантов с туристическими ресурсами.
В соответствии с пунктом 4 статьи 34 аудиогиды (мобильные сопровождения экскурсий), используемые при экскурсионном обслуживании, подлежат аттестации и последующему учету в случаях и порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.
Соответствующее регулирование предусмотрено Положением о случаях и порядке аттестации аудиогидов (мобильных сопровождений экскурсий) и их последующего учета, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 сентября 2022 г. № 582 (далее – Положение об аттестации аудиогидов).
Часть первая пункта 1 Положения об аттестации аудиогидов определила общий порядок регулирования вопросов аттестации аудиогидов (мобильных сопровождений экскурсий), в то время частью второй указанного пункта определены исключения, на которые действия настоящего Положения не распространяются.
В частности, действие настоящего Положения не распространяется на аудиогиды (мобильные сопровождения экскурсий), используемые при организации и проведении экскурсий:
- в организациях культуры, учреждениях образования;
- на территории культовых капитальных строений (зданий, сооружений);
- на территории промышленных предприятий;
- на особо охраняемых природных территориях;
- при перевозках пассажиров, когда услуги перевозки не включены в комплекс туристических услуг.
В свою очередь под промышленным предприятием понимается комплекс зданий и сооружений производственного и (или) сельскохозяйственного назначения.
Аттестация осуществляется Министерством спорта и туризма или уполномоченной им государственной организацией (в настоящее время функции аттестующего органа осуществляет государственное учреждение «Национальное агентство по туризму»).
Для организации и проведения аттестации аттестующим органом создается аттестационная комиссия.
Частями второй и третьей пункта 2 Положения об аттестации аудиогидов предусмотрен перечень лиц, которые входят (могут входить) в состав аттестационной комиссии.
Председателем аттестационной комиссии назначается один из заместителей руководителя аттестующего органа.
При этом количественный и персональный состав аттестационной комиссии определяется приказом руководителя аттестующего органа.
Одновременно Положением об аттестации аудиогидов определены функции председателя аттестационной комиссии, ее секретаря, а также самой аттестационной комиссии.
Согласно пункту 6 Положения об аттестации аудиогидов для проведения аттестации инициатор (под инициатором понимаются юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели) подает в аттестующий орган анкету по форме согласно приложению 1.
К анкете инициатор прилагает:
- аудиогид (мобильное сопровождение экскурсии), название которого не должно быть тождественным названию ранее аттестованного аудиогида (мобильного сопровождения экскурсии) с действующим свидетельством (за исключением случаев аттестации аудиогида (мобильного сопровождения экскурсии) на другом языке);
- схему маршрута аудиогида (мобильного сопровождения экскурсии);
- текст аудиогида (мобильного сопровождения экскурсии) с аннотацией, фотоизображениями в печатном виде и на электронном носителе. При аттестации аудиогида (мобильного сопровождения экскурсии) на иностранном языке текст аудиогида (мобильного сопровождения экскурсии) представляется на иностранном языке с сопровождением на русском или белорусском языке;
- две рецензии: на соответствие материала научной фактологии и на соответствие техническим требованиям к аудиогиду (мобильному сопровождению экскурсии).
Материалы, указанные в абзацах втором – четвертом части второй настоящего пункта, оформляются в соответствии с требованиями к аудиогидам (мобильным сопровождениям экскурсий) согласно приложению 2.
При этом аудиогид (мобильное сопровождение экскурсии) не допускается к аттестации в случаях:
- представления инициатором не всех документов и материалов, указанных в частях первой и второй пункта 6 настоящего Положения;
- указания инициатором в анкете недостоверных и (или) неполных сведений;
- несоответствия требованию, указанному в абзаце втором части второй пункта 6 настоящего Положения.
Согласно пункту 11 Положения об аттестации аудиогидов аттестация аудиогидов (мобильных сопровождений экскурсий) проводится по мере комплектования документов и материалов к аттестации, но не реже одного раза в полугодие. Это связано как с анализом текста аудиогида (мобильного сопровождения экскурсии), так и с его техническими характеристиками, для анализа которых могут привлекать соответствующие специалисты или эксперты.
Результаты проведения аттестации признаются положительными, если материалы, указанные в части второй пункта 6 настоящего Положения, соответствуют требованиям, определенным в приложении 2.
На основании протокола заседания аттестационной комиссии руководителем аттестующего органа издается приказ об аттестации (неаттестации) аудиогидов (мобильных сопровождений экскурсий) и о выдаче (отказе в выдаче) свидетельств в течение пяти рабочих дней со дня проведения заседания аттестационной комиссии.
При положительных результатах проведения аттестации инициатору аттестующим органом выдается свидетельство по форме согласно приложению 3.
Срок действия свидетельства составляет три года. Свидетельство действует на территории Республики Беларусь. Действие свидетельства прекращается по истечении срока, на который оно выдано.
По прекращению срока действия свидетельства аудиогид (мобильное сопровождение экскурсии) подлежат новой аттестации в соответствии с Положением об аттестации аудиогидов.
В соответствии с пунктом 25 Положения об аттестации аудиогидов после проведения аттестации аттестующий орган обеспечивает ведение последующего учета аттестованных аудиогидов (мобильных сопровождений экскурсий) в электронном виде. Сведения для ведения последующего учета вносятся на основании приказа руководителя аттестующего органа в течение семи рабочих дней после его издания.
Последующий учет аттестованных аудиогидов (мобильных сопровождений экскурсий) имеет открытую и закрытую части.
Пунктами 27 и 28 Положения об аттестации аудиогидов определены сведения, составляющие соответственно открытую и закрытую части последующего учета аттестованных аудиогидов (мобильных сопровождений экскурсий).
Согласно пункту 29 Положения об аттестации аудиогидов сведения об аттестованных аудиогидах (мобильных сопровождениях экскурсий), составляющие открытую часть последующего учета, являются общедоступными и размещаются на официальном сайте аттестующего органа в сети Интернет в течение пяти рабочих дней в соответствии с приказом руководителя аттестующего органа.
Одновременно пункт 4 статьи 34 Закона о туризме предусматривает, что проведение экскурсий на территории Республики Беларусь с нарушением установленных требований запрещается.
Национальный реестр экскурсоводов и гидов-переводчиков Республики Беларусь
В Республике Беларусь ведется Национальный реестр экскурсоводов и гидов-переводчиков Республики Беларусь (далее, если не указано иное, – Национальный реестр), в который включаются сведения об экскурсоводах, гидах-переводчиках, прошедших аттестацию.
Формирование и ведение Национального реестра осуществляют Министерство спорта и туризма или уполномоченная им государственная организация (в настоящее время уполномоченным органом по ведению Национального реестра является государственное учреждение «Национальное агентство по туризму») в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.
Вопросы формирования и ведения Национального реестра регулируются Положением о порядке формирования и ведения Национального реестра экскурсоводов и гидов-переводчиков Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 сентября 2022 г. № 582 (далее – Положение о Национальном реестре).
Часть вторая пункта 2 Положения о Национальном реестре определяет, что формирование и ведение Национального реестра осуществляется уполномоченном органом раздельно в отношении экскурсоводов и гидов-переводчиков с соблюдением требований, определенных законодательством о персональных данных, об информации, информатизации и защите информации.
Национальный реестр имеет открытую и закрытую части.
В открытую часть Национального реестра включаются следующие сведения об экскурсоводах, гидах-переводчиках:
- фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) экскурсовода, гида-переводчика;
- контактные данные (мобильный телефон, адрес электронной почты (при наличии);
- владение иностранным языком (иностранными языками) – для гидов-переводчиков;
- номер и срок действия свидетельства об аттестации экскурсовода, гида-переводчика (далее – свидетельство);
- перечень тем экскурсий, по которым пройдена аттестация.
Сведения, составляющие открытую часть Национального реестра, являются общедоступными и размещаются на официальном сайте уполномоченного органа в сети Интернет.
Пунктом 6 Положения о Национальном реестре определен объем сведений, составляющих закрытую часть Национального реестра.
Пунктами 7 и 8 определен порядок внесения соответствующих сведений в Национальный реестр.
Общие вопросы безопасности в сфере туризма. Вопросы безопасности участников туристической деятельности в случае возникновения чрезвычайных ситуаций
Пункт 1 статьи 36 Закона Республики Беларусь «О туризме» содержит определение понятия «безопасность в сфере туризма».
Данное понятие имеет несколько аспектов:
1) сохранность жизни, здоровья, имущества туристов, экскурсантов. Данный аспект связан с понятием качества оказываемых услуг, поскольку услуги должны не только отвечать условиям заключенного договора и требованиям законодательства, но и не представлять опасности для жизни и здоровья туристов, экскурсантов, а также угрозы порчи (утери) их имущества;
2) непричинение вреда окружающей среде при совершении туристических путешествий, что связано с одним из принципов государственного регулирования в сфере туризма, предусмотренным в абзаце девятом пункта 1 статьи 7 Закона Республики Беларусь «О туризме»;
3) информационная поддержка участников и субъектов туристической деятельности, которая обеспечивается как за счет предоставления информации о соблюдении правил личной безопасности туриста, экскурсанта в соответствии со статьей 20 названного Закона, так и за счет информационной кампании, проводимой государственными органами (Министерством спорта и туризма, Министерством здравоохранения, Министерством иностранных дел, загранучреждениями Республики Беларусь и иными государственными органами);
4) защита прав, свобод и законных интересов участников туристической деятельности, прав и законных интересов субъектов туристической деятельности, что направлено на профилактику и последующее разрешение конфликтных ситуаций в сфере туризма.
Безопасность в сфере туризма также охватывает принятие государством мер по охране жизни, здоровья и имущества туристов, экскурсантов как в случае возникновения чрезвычайных ситуаций в пределах территории Республики Беларусь, так и в случаях чрезвычайных ситуаций и иных обстоятельств непреодолимой силы за пределами ее территории, в том числе принятие мер по эвакуации туристов, экскурсантов из страны (места) временного пребывания (транзитного проезда).
Ответственность за нарушение законодательства о туризме
К вопросам ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства, применяются положения общего законодательства в соответствующих сферах. При этом термин «лица» понимается в широком смысле – это и юридические, и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Вопросы гражданской ответственности регулируются Гражданским кодексом Республики Беларусь: статьи 290 и 364 – в части исполнения обязательств, а также возмещения убытков, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств; статьи 14, 933 – 970 – в части возмещения вреда, в том числе морального вреда.
Схожее по характеру регулирование предусмотрено в положениях статей 15 – 18, 30 – 33 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей», включая возмещение вреда вследствие представления недостоверной или неполной информации о туристических услугах.
Согласно абзацу второму пункта 4 Правил оказания туристических услуг под информацией о туристических услугах понимается соответствующая действительности и известная исполнителю информация о туристических услугах, а также иная доводимая до участников туристической деятельности информация на момент заключения договора оказания туристических услуг, позволяющая участникам туристической деятельности сделать свободный выбор туристических услуг и получить туристические услуги в полном объеме, надлежащего качества и в установленный срок.
Важно отметить, что вследствие представления недостоверной информации о туристических услугах (обмана потребителей) также возможно наступление административной ответственности в соответствии со статьей 13.10 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Как неоднократно отмечалось в настоящем комментарии, отношения между субъектами и участниками туристической деятельности носят исключительно договорной характер. Соответствующее регулирование предусмотрено в статьях 22 и 23 Закона Республики Беларусь «О туризме» и пункте 20 Правил оказания туристических услуг. Следовательно, оказание туристических услуг и услуг, связанных с организацией туристического путешествия, без заключения соответствующего договора не допускается.
На основании пункта 62 Правил оказания туристических услуг виновные субъекты туристической деятельности несут ответственность в соответствии с законодательными актами. В частности, оказание услуг без заключения договора может быть квалифицировано как нарушение законодательства о торговле и общественном питании, оказании услуг населению в соответствии с частью 1 статьи 13.11 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Более того, договоры оказания туристических услуг, как и прочие, имеют существенные условия. Согласно части второй пункта 1 статьи 402 Гражданского кодекса Республики Беларусь существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законодательстве как существенные, необходимые или обязательные для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Существенные условия договора оказания туристических услуг предусмотрены в пункте 3 статьи 22 Закона Республики Беларусь «О туризме». Данная норма содержит общие, свойственные всем договорам оказания туристических услуг, существенные условия, а также существенные условия, которые наряду с общими существенными условиями также должны быть отражены в договорах оказания туристических услуг в сфере международного выездного туризма.
Нормы о способах обеспечения исполнения туроператором обязательств и смежные с ними нормы составляют существенные условия договоров оказания туристических услуг в сфере международного выездного туризма.
При этом пунктом 9 статьи 27 названного Закона установлен запрет заключения туроператором договоров оказания туристических услуг в сфере международного выездного туризма без обеспечения исполнения туроператором обязательств по этим договорам одним из способов, предусмотренных пунктом 1 данной статьи.
Пренебрежение данным запретом будет означать, что сторонами договора оказания туристических услуг в сфере международного выездного туризма не достигнуто соглашение по всем его существенным условиям. В силу части первой пункта 1 статьи 402 Гражданского кодекса Республики Беларусь такой договор будет считаться незаключенным.
Согласно пункту 2 статьи 390 названного Кодекса к договорам применяются правила о дву- и многосторонних сделках, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса. Таким образом, к договорам оказания туристических услуг применяются положения о недействительности сделок.
Так, в силу статьи 169 Гражданского кодекса Республики Беларусь сделка, не соответствующая требованиям законодательства, ничтожна. Закон Республики Беларусь «О туризме» не устанавливает положений об оспоримости договоров оказания туристических услуг и не предусматривает иных правовых последствий нарушения.
В этой связи наряду с положением статьи 169 применяются общие положения о последствиях недействительности сделок, предусмотренные в статье 168 Гражданского кодекса Республики Беларусь.
Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке.
В этой связи при отказе исполнителя возвратить денежные средства по ничтожным сделкам участники туристической деятельности на основании статьи 44 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» вправе за защитой своих прав и законных интересов обратиться в суд.
Важно отметить, что обращению в суд должно предшествовать прохождение обязательного претензионного порядка, предусмотренного в статье 25 Закона Республики Беларусь «О туризме». Данный порядок обязателен в силу:
1) императивности предписаний статьи 25 названного Закона;
2) того, что спор вытекает из договора оказания туристических услуг не из-за наступления случаев невозможности исполнения туроператором обязательств, где действует иное правовое регулирование;
3) пункта 1 статьи 167 Гражданского кодекса Республики Беларусь, согласно которому сделка является ничтожной независимо от факта такого признания. В то же время пункт 2 указанной статьи предоставляет возможность участникам туристической деятельности обратиться в суд с требованием об установлении факта ничтожности сделки и применении последствий ее недействительности.
Пунктом 9 статьи 30 Закона Республики Беларусь «О туризме» предусмотрен еще один аспект ответственности за виновное нарушение законодательства о туризме. Так, в отношении ассоциации (союза) установлена мера ответственности в случае систематического нарушения (три и более раза) законодательства в части формирования и использования денежных средств фонда ответственности туроператоров.
В этом случае ассоциация (союз) подлежит ликвидации в судебном порядке на основании искового заявления Министерства спорта и туризма. Важно отметить, что норма части первой пункта 9 статьи 30 Закона Республики Беларусь «О туризме» не ограничена по времени и охватывает весь период формирования и использования денежных средств фонда ответственности туроператоров.
При ликвидации ассоциации (союза) вследствие систематического нарушения законодательства в части формирования и использования денежных средств фонда ответственности туроператоров остаток неиспользованных денежных средств фонда ответственности туроператоров ассоциация (союз) должна перечислить на текущие (расчетные) банковские счета туроператоров, являющихся участниками фонда ответственности туроператоров, пропорционально размерам их взносов в этот фонд.
Не исключена ответственность лиц, осуществляющих экскурсионное обслуживание. Так, пунктом 4 статьи 34 названного Закона установлен запрет на проведение экскурсий на территории Республики Беларусь с нарушением требований, установленных настоящей статьей:
- проведение экскурсий без прохождения аттестации;
- проведение экскурсий с использованием неаттестованных аудиогидов (мобильных сопровождений экскурсий).
В этом случае также возможна административная ответственность на основании части 3 статьи 13.3, части 1 статьи 13.11 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Одновременно пунктом 3 статьи 19 Закона Республики Беларусь «О туризме» предусмотрена обязанность субъектов туристической деятельности предоставлять в письменной форме по запросу Министерства спорта и туризма или местных исполнительных и распорядительных органов документы, отчеты, сведения или иные материалы по вопросам, связанным с осуществлением туристической деятельности, за исключением сведений, составляющих коммерческую или иную охраняемую законом тайну, сведений, содержащих персональные данные, в срок, указанный в этом запросе (не менее двух рабочих дней).
Несоблюдение субъектами туристической деятельности указанного требования влечет административную ответственность на основании статьи 24.11 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
На основании указанной статьи также возможна административная ответственность должностных лиц туроператоров за несоблюдение туроператорами порядка, предусмотренного в пункте 3 статьи 26 Закона Республики Беларусь «О туризме», в части нарушения сроков направления в Министерство спорта и туризма сведений, предусмотренных данной статьей.
В частности, при наступлении случаев невозможности исполнения туроператором обязательств туроператор обязан в течение трех рабочих дней со дня их наступления направить в Министерство спорта и туризма или уполномоченную им государственную организацию информацию о наступлении таких случаев.
В соответствии с частью 2 статьи 3.29 и пунктом 39 части 1 статьи 3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях должностные лица Департамента по туризму Министерства спорта и туризма наделены полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях и подготовке к рассмотрению дел об административных правонарушениях в отношении должностных или иных уполномоченных лиц туроператоров по статье 24.11 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
При совершении виновными физическими лицами деяний, квалифицируемых как преступления, наступает уголовная ответственность в случаях и порядке, установленном Уголовным кодексом Республики Беларусь.
Признание утратившими силу законов и отдельного положения закона
Новый Закон Республики Беларусь «О туризме» установил новые подходы к осуществлению туристической деятельности, оказанию туристических услуг, осуществлению экскурсионного обслуживания, регулированию иных вопросов в сфере туризма, фактически поглощая нормативное правовое регулирование Закона Республики Беларусь № 326-З «О туризме».
В этой связи, а также с учетом положения части первой пункта 72 Требований нормотворческой техники (приложение к Закону Республики Беларусь «О нормативных правовых актах») статья 39 Закона о туризме предусматривает перечень утративших силу законодательных актов о туризме.
Переходные положения Закона о туризме
Статья 40 Закона содержит переходные положения в части оказания туристических услуг с учетом нововведений, предусмотренных в статьях 27 – 31 Закона Республики Беларусь «О туризме».
Новый Закон предусмотрел, что договоры оказания туристических услуг, заключенные до его вступления в силу (с 1 января 2023 г.), действуют в течение указанного в них срока и не подлежат приведению в соответствие с его требованиями. Это связано со спецификой нововведений Закона Республики Беларусь «О туризме», так как расчет т.н. «ответственности» туроператора в предстоящем году зависит от стоимости реализованных туров в сфере международного выездного туризма за предыдущий год.
Более того, нововведения названного Закона, предусмотренные в статьях 27 – 31, составляют существенные условия договора оказания туристических услуг наряду с существенными условиями, предусмотренными в части первой пункта 3 статьи 22 Закона Республики Беларусь «О туризме». В этой связи для обеспечения поступательного перехода в правоотношениях субъектов и участников туристической деятельности пунктом 1 статьи 40 предусмотрено соответствующее переходное положение.
Переходное положение в пункте 2 статьи 40 связано с более узким вопросом – формированием фонда ответственности туроператоров. Поскольку в силу части первой пункта 1 статьи 30 Закона Республики Беларусь «О туризме» формирование данного фонда допускается при наличии в структуре ассоциации (союза) правления ассоциации (союза), уполномоченного в том числе на принятие решений о формировании фонда ответственности туроператоров и об использовании его денежных средств, функционал правления как органа ассоциации (союза) должен быть определен в уставе данной организации.
Аналогичное требование к фонду ответственности туроператоров и работе правления ассоциации (союза) предусмотрено в пункте 2 статьи 122 Гражданского кодекса Республики Беларусь.
Меры по реализации положений Закона о туризме
Статья 41 предполагает меры реализации Закона Республики Беларусь «О туризме» как нормативного правового, так и прикладного характера.
Меры нормативного правового характера направлены на приведение законодательства в соответствие с Законом Республики Беларусь «О туризме» и реализуются на основании пунктов 60 – 63 Регламента Совета Министров Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2009 г. № 193.
В частности, для реализации названного Закона приняты:
1) постановления Совета Министров Республики Беларусь:
- от 25 марта 2022 г. № 174 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 24 сентября 2021 г. № 548»;
- от 25 марта 2022 г. № 175 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь по вопросам осуществления административных процедур в отношении субъектов хозяйствования»;
- от 9 августа 2022 г. № 514 «О порядке формирования и ведения реестра субъектов туристической деятельности»;
- от 11 августа 2022 г. № 523 «Об оказании туристических услуг»;
- от 2 сентября 2022 г. № 582 «Об экскурсионном обслуживании»;
- от 2 сентября 2022 г. № 584 «О Единой классификации видов туризма»;
- от 7 декабря 2022 г. № 839 «О мерах по поддержке туристической индустрии, развитию внутреннего туризма и международного въездного туризма»;
2) постановления Министерства спорта и туризма Республики Беларусь:
- от 15 сентября 2022 г. № 44 «Об установлении формы квитанции» (квитанция на экскурсионные услуги);
- от 19 сентября 2022 г. № 45 «Об утверждении регламентов административных процедур» (административные процедуры, связанные с формированием и ведением реестра);
3) иные правовые акты.
Мерами прикладного характера служат:
- внедрение туроператорами, осуществляющими деятельность в сфере международного выездного туризма, способов обеспечения исполнения обязательств;
- разделение ответственности между туроператорами и турагентами;
- введение административных процедур, связанных с формированием и ведением реестра, в том числе с учетом алгоритма, предусмотренного в пункте 3 статьи 26 Закона Республики Беларусь «О туризме»;
- реализация приоритетных направлений государственного регулирования в сфере туризма;
- анализ правоприменительной практики реализации Закона Республики Беларусь «О туризме»;
- иные меры по реализации названного Закона.
Вступление в силу о Закона о туризме
Основные нововведения Закона Республики Беларусь «О туризме» ввиду их масштабности вступили в силу с 1 января 2023 г., что соответствует подходу, предусмотренному в пункте 4 статьи 64 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах».
Абзацем третьим статьи 42 предусмотрен отдельный срок для вступления в силу нормы части второй пункта 6 статьи 32 Закона Республики Беларусь «О туризме», что связано с последующим переводом соответствующей административной процедуры в электронную форму, а также поэтапным регулированием административных процедур, связанных с формированием и ведением реестра.
Закон о туризме. Сфера действия, оргформы туризма, цели туристов и экскурсантов
Закон о туризме. Госрегулирование и госпрограммы в этой сфере
Закон о туризме. Туристические зоны, права и обязанности туристов и туроператоров
Закон о туризме. Заключение договоров, фонд ответственности туроператоров
Информация предоставлена Министерством спорта и туризма Республики Беларусь для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
На YouTube-канале НЦПИ можно посмотреть трансляции семинаров:
- «Новое в правовом регулировании туристической отрасли Беларуси»;
- «Развитие агроэкотуризма. Разбираемся в новациях законодательства».
Источник