В продолжение статьи про «тёмный туризм» и в преддверии нашего образовательного семинара предлагаем небольшой экскурс по одной из таких локаций в Беларуси: лагерь смерти «Тростенец».

 «Тростенец» является крупнейшим на территории Беларуси местом массового уничтожения людей в годы Великой Отечественной войны, одним из крупнейших в Европе концентрационных лагерей. Он был создан осенью 1941 года на территории колхоза им. Карла Маркса и действовал по 1 июля 1944 года. Данное место находится в одном ряду с «Освенцимом», «Майданеком», «Треблинкой». При этом само название объединяет сразу три места массового уничтожения людей:

  • урочище Благовщина - место массовых расстрелов;
  • сам лагерь - рядом с деревней Малый Тростенец в 10 км от Минска по Могилевскому шоссе;
  • урочище Шашковка - место массового сожжения людей.
Безусловно, точной информации по таким местам практически не существует: несмотря на регистрацию прибывавших туда людей, по разным причинам их зачастую записывали под другими именами или вовсе не вносили в списки. Судите сами. По официальным данным, всего в лагере смерти «Тростенец» погибло 206,5 тыс. человек. Однако в 1995 году исследователь А.Ванькевич обнародовал другие цифры, утверждая, что жертв в «Тростенце» было гораздо больше: 546 тыс. человек. Он опирается на документы Чрезвычайной государственной комиссии и Минской областной комиссии содействия работе ЧГК от 14 июля - 13 августа 1944 года, где указано следующее: «Комиссия, учитывая показания свидетелей, количество и размеры могил, количество трупов и объем пепла и костей в могилах, считает, что по самым минимальным подсчетам в районе лагеря «Тростенец» фашистскими-людоедами уничтожено 546 тыс. человек, из них в 34 могилах захоронены останки (пепел и кости) 476 тыс. человек, в печи сожжено 68 тыс. человек и в сараях, и на бревнах сожжено 2 тыс. человек».

«Тростенец» был создан осенью 1941 года в урочище Благовщина, примерно на 11-13-м км Могилевского шоссе под Минском. Документы и материалы свидетельствуют о том, что только 8 и 9 декабря 1941 года здесь были расстреляны десятки заключенных из минской тюрьмы. Привезли их на восьми плотно нагруженных грузовиках. Позднее лагерь начал принимать пленных красноармейцев, партизан, подпольщиков, евреев. Свозили сюда оккупанты население не только из Беларуси, но и из других государств Центральной и Западной Европы. Лагерь в то время еще только организовывался.

В начале 1942 года трудовой лагерь размещался на 200 гектарах угодий довоенного колхоза им. Карла Маркса. Руками военнопленных здесь были построены дом для коменданта, помещения для охраны, гараж. От Могилевского шоссе к лагерю была проложена неширокая дорога, посажены по бокам молодые тополя. Лагерь имел ограждение из колючей проволоки под электрическим током, вышки для круглосуточной охраны, вооруженной пулеметами и автоматами, предупредительные надписи на немецком и русском языках: «Вход в лагерь воспрещается, без предупреждения будут стрелять!». К маю 1942 года на территории лагеря было создано большое хозяйство по производству продуктов питания. Узники выращивали сельскохозяйственные культуры, разводили коров, свиней, овец, кур и уток. Работали также мельница, лесопилка, слесарная, столярная, сапожная, портняжная и другие мастерские, удовлетворявшие нужды оккупантов.

Как вспоминали немногие оставшиеся в живых заключенные, условия жизни и работы в лагере были тяжелыми. Военнопленные и гражданские узники сначала размещались в сарае на мокрой соломе или в погребах. Позже были построены бараки из сырых досок. Произвол охранников, расстрелы заключенных стали буднями лагеря.

С весны 1942 года дважды в неделю в «Тростенец» привозили для уничтожения граждан иностранных государств: Австрии, Польши, Чехословакии, Франции, Германии. Иногда эшелоны прибывали на станцию Минск, но гораздо чаще по специальной железнодорожной ветке пленников подвозили рано утром совсем близко к «Тростенцу». Прибывших выгружали на площадку, забирали вещи и, чтобы успокоить, выдавали квитанции, которые убеждали приговоренных к смерти людей в том, что их всего лишь переселяют на новые места. Шел тщательный отбор специалистов - электриков, слесарей, столяров, портных, сапожников, то есть тех, из кого можно было извлечь пользу. Их отправляли в лагерь, остальных же уничтожали.

По отношению к заключенным действовал грубый произвол: любой солдат охраны в любой момент и безо всякой причины мог избить узника, расстрелять или повесить. Неукоснительным правилом являлось немедленное уничтожение каждого, кто заболевал или был возвращен в лагерь вторично после побега. Узники страдали от холода, грязи и страшной завшивленности. Боясь тифа, фашисты заставили шатающихся от слабости пленников построить баню и новые бараки, в которые переселилась часть заключенных. Большинство же продолжало жить в сараях и землянках.

Скудной была пища. На кухню шли отходы, из которых готовилось подобие супа. Выдавали его раз в день. От 120 до 250 г хлеба, чай или суррогат кофе с сахарином - таким было меню занятых каторжным трудом узников. Заключенные голодали. Были случаи, когда они ловили и ели собак. Рабочие минского хлебозавода искали возможность помочь голодающим. И выход был найден: в лагерь хлебозавод отправлял порченую муку, непригодную для желудков представителей «высшей расы». Муку просеивали заключенные. И вот однажды они обнаружили в муке куски настоящего хлеба. С каждым привозом количество их увеличивалось. Так рабочие минского хлебозавода помогли узникам создать запас хлеба и поддерживать жизнь умирающих от голода людей.

Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны сразу после освобождения республики начал сбор материалов по истории лагеря «Тростенец». Музей и по сей день является местом хранения овеществленной памяти об этих трагических событиях. Бревно из костра, на котором сжигали тела расстрелянных людей, носилки, в которых переносили человеческий пепел из ямы-печи на поля для удобрения, прах последних жертв фашистского террора в «Тростенце», личные вещи погибших, полосатая будка часового, предупредительная надпись на деревянной доске, часть лагерной ограды из колючей проволоки - вот неполный перечень предметов, собранных сотрудниками музея сразу после освобождения. С 1945 года они находятся в экспозиции музея, привлекая внимание и волнуя посетителей. Достоянием музея стали и фотографии, запечатлевшие работу на территории лагеря Чрезвычайной государственной комиссии. В ходе научной экспедиции в 1959 году музейным работникам удалось собрать еще один комплекс вещей, принадлежавших погибшим в «Тростенце» людям: швейные и сапожную машинки, детский ночной горшок, кастрюли, металлическую коробочку для чая иностранного производства, котелки и другие предметы.

В 1992 году молодежная поисковая группа «Белая Русь» провела частичные раскопки на территории лагеря. Среди находок были мужская расческа с надписью «Гамбург 1932» на немецком языке, кастрюля с надписью «Австрия» на дне, нож столовый немецкой фирмы «Золинген», остатки фарфоровой посуды, множество парфюмерных флаконов, коробочек от лекарственных препаратов, остатки зубных щеток и других вещей личного пользования. Большинство предметов имело иностранное фабричное клеймо в виде шестиконечной звезды или вензеля владельца.

В Национальном архиве Республики Беларусь, Государственном архиве Минской области и фондах Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войныхранятся копии рукописей документов приблизительных результатов первых осмотров и расследований преступлений оккупантов в «Тростенце», проведенных Минской областной комиссией в июле 1944 года.

Первый пусковой комплекс и мемориальную скульптуру «Врата памяти» открыли на территории бывшего лагеря 22 июня 2015 года. В настоящее время мемориальный комплекс «Тростенец» открыт для посещения туристами.


Информация об истории лагеря «Тростенец» взята из источника